Красивая и редкая профессия сигарного лектора родилась на Кубе в декабре 1865 года, когда перед тремя сотнями крутильщиков фабрики «Эль Фигаро» впервые выступил El Lector de tabaqueria. С момента возникновения популярность профессии была так велика, что за полгода сигарные чтецы появились на фабриках по всему Острову, затем на Флориде, а позже распространилась на другие отрасли и была принята во многих странах мира.
Но вернемся на Кубу…
Существование лектора на сигарных предприятиях напрямую зависело от желания самих работников. До 1960 года крутильщики самостоятельновыбирали лучшего на их взгляд чтеца, собирая деньги для оплаты его работы.
Первое время выбор книг был темой для бурных споров. Некоторые работодатели настаивали на чтениии исключительно фолиантов испанской истории. Однако, были фабрики, где во главу ставились произведения Виктора Гюго, Эмиля Золя, Уильяма Шекспира и Александра Дюма. А вообще корни возникновения этой профессии уходят в средневековье и относятся к традиции чтения Святого Писания за общей трапезой в монастырях.
В 1886 году на Кубе было отменено рабство. И в этот же год капитан–генерал Кубы Франциско Лерсунди (Francisco de Lersundi), под давлением консервативной буржуазии, запретил читать лекции на всех сигарных производствах страны. Безапелляционный аргумент гласил, что чтение вслух отвлекает и вредит дисциплине работников фабрик. Нелепый закон продержался не более четырех лет. На волн есоциальных и экономических перемен, начавшихся на Кубе в 1890 году, профессия лектора была восстановлена, и в этот раз навсегда.
В годы войн за независимость Кубы от Испании, на табачных фабриках зазвучали новости о боевых действиях, политические манифесты и революционные призывы. Колониальная администрация пыталась с этим бороться, но все было тщетно.
Сегодня, так же, как и полтора века назад, лекторы поднимаются на своеобразную сцену в цехах сигарных фабрик, чтобы читать крутильщикам газеты, романы, гороскопы, кулинарные рецепты и многое другое. Должность лектора на табачной фабрике отныне является штатной и оплачивается государством.
Рабочий день чтеца на Кубе начинается с чтения газеты Granma. Затем приходит время дляхудожественной литературы, причем книги выбирают сами торсидоры. В полдень лектор зачитывает объявления и информацию, имеющую отношению к производству. После обеда проводится беседа с рабочими, в процессе которой лектор отвечает на любые вопросы.
Современные кубинские сигарные фабрики чередуют прослушивание аудиопрограмм, музыки и радиопередач с выступлениями сигарного лектора. А это значит, что, несмотря на современные технологии, профессия продолжает существовать. Получается, что успех профессии чтецов кроется в красоте и силе живого человеческого слова, чьё могущество нельзя переоценить.