Искусство маскировки потому и называется искусством, что доступно не всем. Наша редакция завершает рассказ о самых необычных видах камуфляжа в истории.
Влияние искусства на маскировку кораблей
Гораздо более масштабно протекала маскировка больших военных объектов и техники. В частности военно-морских кораблей. Трудно представить сейчас, но большинство военных кораблей было полностью покрыто разноцветной геометрической абстракцией. Зачем нужны были такие «веселые картинки»?
Все дело в том, что когда началась Первая мировая война, суда союзников оказались беззащитными перед немецкими подводными лодками. Любые попытки замаскировать суда в море были неудачным. Какое бы не было сочетание цветов, скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось заметным в других.
Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage».
«Ослепляющий камуфляж» (англ. Dazzle camouflage), который также известен как «Ослепление Кутерьмы» (англ. razzle dazzle) или «живопись Ослепления» (англ. dazzle painting). Дизайн рисунка напоминает собой картину кубизма, в которой изображено огромное количество цветных геометрических фигур, хаотично перемешанных друг с другом.
Кубизм
Эффект ослепления достигался за счет нарисованных на корпусе широких черных и белых волнистых полос. Благодаря им видимые пропорции и контуры меняются.
Принципы так называемого ослепляющего камуфляжа — результат сотрудничества художников, ученых и военных. Основоположником его считается художник Норман Уилкинсон, однако не исключено, что он воспользовался идеями Тайера, а впоследствии к работе над маскировкой была привлечена целая группа художников. Каждый корабль украсили собственным узором, предварительно протестировав маскировочную окраску на объемных моделях судов. Целью этого оптического обмана было сбить с толку вражеских наблюдателей. Скорость движения торпед в то время была довольно низкой, а цена вооружения — высокой, поэтому, прежде чем выпустить торпеду в военное судно, капитану подводной лодки требовалось все продумать и подсчитать скорость, угол попадания и направление, то есть произвести довольно сложные расчеты.
Основоположники военного камуфляжа надеялись дополнительно усложнить эту задачу: ведь намного труднее попасть в корабль, который плывет словно задом наперед, да еще и с нарисованными на корме волнами.
Отсюда и возникали картины в духе Пикассо или Малевича. Кстати, известна фраза самого Пабло Пикассо времен Первой мировой, что все маскировку на войне придумал он. Конечно, великий художник как часто бывало, немного преувеличил, но в его словах отчасти была правда.
Во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте.
«Второе пришествие» ослепляющей окраски приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот «апофеоз абстракционизма» была подведена теоретическая база.
Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа.
Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 «Hornet» имела обозначение «Measure 33 design 3А». Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, океанский серый (ocean gray) 5-0, туманный серый (haze gray) 5-Н, военно-морской голубой (navy blue) 5-N…
Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!
На Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась «серебрянка» — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому.
Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые
Была ли польза от такого камуфляжа? Несомненно, да!
Вспомнить хотя бы попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик «Шторм», когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. «Шторм» имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла.