Простой камуфляж ветками и листвой — это прошлый век. HistoryTime расскажет о самых необычных способах маскировки.
Фальшивая Москва
В первые же дни войны комендант Московского Кремля генерал-майор Николай Спиридонов в секретной записке на имя Берии предложил безотлагательно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. Выполняя «особое правительственное задание», группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект.
28 чертежей, рисунков, схем, личные пометки архитектора Бориса Иофана, исчерканные, разноцветные, словно из детской раскраски – здания главной резиденции страны. Московский Кремль так превращали в невидимку.
Звезды на Кремлевских башнях погасли почти сразу – их зачехлили, золотые главы Кремлевских соборов покрасили, зубцы стен накрыли фанерой, на самих стенах нарисовали окна и двери.
К мавзолею, откуда тело Ленина уже 3 июля было эвакуировано, достраивают еще два этажа. Всю деревянную конструкцию соединяют с первым корпусом.
Фантастический проект по исчезновению с лица Москвы — Кремля — сработал.
Тщательно маскировали промышленные объекты. Чтобы спрятать знаменитое предприятие «ЗИС» и шарикоподшипниковый завод, прибегли к грандиозным бутафорским постройкам. Кроме камуфляжной маскировки было решено возвести на пустырях фальшивый завод.
Повсюду протянулись несуществующие дороги, а настоящие разрисовали под крыши домов.
Стратегические Волоколамское и Ленинградское шоссе при взгляде с высоты словно бы перестали существовать.
«Ленинградское шоссе загораживали макетами домов, кусками фанеры, имитирующими крыши»
Маскхалат для Ленинграда
Главным предметом маскировки стала специальная сетка с нашитыми на ней кусками ткани, имитирующими растительность. Однако самолеты-разведчики при помощи специальных фильтров могли легко распознать маскировочную сеть, если та не покрыта настоящей растительностью и специальной недешифруемой краской. Изготовлением последней занялся ленинградский химический завод, а вот что касается живой растительности, вплетаемой в сеть, то здесь у блокадников возникли некоторые проблемы. С учетом того, что блокада Ленинграда длилась долгое время, растительность должна была быть живой, иначе враг мог бы с легкостью распознать маскировку по увядшим листьям. Решение нашли ботаники, которые придумали уникальный способ консервирования сорванных растений, благодаря которому даже срубленные деревья надолго сохраняли свой естественный цвет.
Но маскировочные сети и законсервированные растения – не единственное средство маскировки. Ориентиром для вражеских бомбардировщиков и разведчиков по-прежнему могли служить такие объекты как Петропавловский или Исаакиевский соборы, стадионы, а так же купола и шпили различных зданий. Некоторые из них достаточно было просто выкрасить в серый цвет, чтобы они слились с общей картиной города, однако для некоторых строений обычная покраска была не только неэффективной, но и могла навредить. Например, шпиль Главного адмиралтейства с фигурой кораблика на самой вершине – один из символов Ленинграда и современного Санкт-Петербурга – был украшен тончайшими листами сусального золота, посаженного на специальный клей. Решение проблемы было столь же простым, сколь гениальным: шпиль решили закрыть огромным тряпичным чехлом, итоговый вес которого составил 500 килограммов.
Пожалуй, труднее и опаснее всего была маскировка Петропавловского собора, увенчанного золотым шпилем с фигурой летящего ангела. В ноябре 1941 года альпинисты Михаил Бобров и Леонид Жуковский сначала поднялись по внутренней лестнице к наружному выходу. Далее они действовали на свой страх и риск, добравшись при штормовом ветре по хлипкой лестнице до вершины Петропавловского собора, где закрепили трос, по которому в дальнейшем и поднимались люди.
Но маскировочными сетями и покраской дело не ограничилось, жителям блокадного Ленинграда пришлось полностью изменить внешний вид города при помощи построенных из фанеры и дерева комплексов, имитирующих жилые дома. Так, для сокрытия заводов, например, на их крышах возводили фанерные города. Подобные строения с высоты напоминали жилые районы, что вводило в заблуждение врага. Аналогичные строения возводились на стадионах и других объектах, способных служить ориентиром.
Нередко значимый для города объект превращали в руины при помощи деревянных бутафорских конструкций, а рядом возводили фанерную копию строения. В итоге фанерные копии подвергались постоянным авиаударам в то время как оригиналы фактически оставались нетронутыми
Практически также защищали и корабли, стоявшие близ города. Например, знаменитый крейсер «Киров», стоявший на Неве с 4 сентября 1941 года, был укрыт маскировочной сеткой, а рядом с ним установили фанерный корабль, подвергавшийся яростной атаке немцев. Такой хитрый ход, безусловно, спас корабль. Так, во время военно-воздушной операции люфтваффе «Айсштосс» в апреле 1942 года и «Киров» получил лишь 4 бомбовых и одной артиллерийское попадания. Корабль удалось спасти, однако тогда на крейсере погибли 86 человек.