Римскому императору Веспасиану досталась страна, изрядно разоренная гражданской войной, а потому ему пришлось проявить поистине неординарное государственное мышление и административный талант, чтобы буквально по крупицам возродить империю. Необходимость как можно быстрее пополнить государственную казну заставила Веспасиана вводить самые разные налоги и жестоко карать за попытки уклониться от их уплаты, что дало римлянам повод для весьма ироничного и саркастичного отношения к своему императору, которого недовольные граждане порой обвиняли даже в скудоумии.
Объективности ради надо заметить, что Веспасиан, говоря современным языком, “проводил взвешенную налоговую политику”, следя за тем, чтобы подати не были разорительны для провинций, а деньги в казну поступали за счет не самых обременительных налогов. Одним из его нововведений был неслыханный для Рима налог на “латрины” — общественные туалеты.
История приписывает Веспасиану необыкновенную находчивость и великолепное чувство юмора, не единожды его выручавшие. Так случилось и тогда, когда его сын Тит, до глубины души возмущенный столь неблагородным способом зарабатывания средств, обратился к отцу с укорами. Нимало не смутившийся император тут же заставил сына понюхать деньги, поступившие по этому налогу, и спросил, пахнут ли они.
Получив отрицательный ответ, Веспасиан с удивлением заметил Титу: “Странно, а ведь они — из мочи”. Так “мочевой налог” породил одну из самых распространенных и поныне фраз “non olet pecunia” — “деньги не пахнут”.