Это судно получило широкую известность после выхода в свет одноименного романа И.А. Гончарова, ставшего одним из лучших образцов русской прозы, написанных в стиле путевых заметок. Как известно, Иван Александрович был участником русской дипломатической миссии в Японию, посланной в Страну восходящего солнца на фрегате “Паллада” во главе с адмиралом Е.В.Путятиным. Эта экспедиция явилась одним из замечательных географических предприятий XIX столетия. Выйдя 7 октября 1852 года из Кронштадта, русская экспедиция на всем пути перехода “Паллады” занималась исследованием морей и океанов, производила картографическую съемку и опись бухт и побережий, собирала естественно-исторические коллекции, изучала быт и нравы населения. 9 августа 1853 года “Паллада” бросила якорь на Нагасакском рейде.
Переговоры с японцами шли тяжело, они тянули время и были явно не склонны к быстрому решению вопросов. Прервав свою миссию, Путятин направил фрегат к берегам Кореи. В течение месяца команда “Паллады” производила опись восточного побережья Приморья, составив карты и собрав материал для лоций — от корейской бухты Чосань до залива Петра Великого. 22 мая 1854 года фрегат вошел в Императорскую Гавань (ныне Советская Гавань), где экипаж судна узнал о том, что Англия и Франция объявили России войну.
Началась подготовка к возможному нападению неприятеля. В июне прибыл губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев, который распорядился провести “Палладу” в Амур и укрыть в безопасном месте. Чтобы “Паллада” смогла пройти по мелководью, с нее сняли пушки, парусное вооружение, весь тяжелый груз, часть балласта и даже ютовую надстройку. Однако “Палладе” не суждено было добраться до русла Амура — разыгравшийся ночью шторм изрядно потрепал судно. Тщательный осмотр корпуса показал, что фрегат не может выйти в море. В конце сентября 1854 года “Палладу” отбуксировали в Константиновскую бухту Императорской Гавани, где поставили на зимовку.
На фрегате оставалась команда из десяти матросов во главе с боцманом, получившим приказ взорвать “Палладу” при появлении неприятеля. Этой же осенью война докатилась до Дальнего Востока. Уже в августе англо-французская эскадра осадила Петропавловск. В течение недели гарнизон крепости отбивал атаки противника. Столкнувшись со столь упорным сопротивлением, неприятель был вынужден отступить. Однако и силы русских оказались на пределе. Было решено оставить Петропавловск и эвакуировать Камчатскую флотилию.
В апреле 1855 года суда Камчатской флотилии под командованием контр-адмирала B.C. Завойко вошли в Императорскую Гавань, где моряки обнаружили закованную во льды “Палладу”. Зимовка далась фрегату нелегко — в трюме стояла вода, надстройки разрушались. Чтобы подготовить фрегат к выходу в море и пропилить лед в Константиновской бухте, требовалось не менее двух недель, на что не было ни времени, ни сил. “Паллада” снова осталась одна. Конец 1855 года не принес мира.
Однако война обошла “Палладу” стороной — с фрегата поступали донесения о том, что все в порядке, команда здорова, провианта достаточно. Но вот в ноябре от Завойко поступил приказ — затопить фрегат. Это решение было весьма спорным — навигация к тому времени уже закончилась и непосредственной угрозы захвата судна неприятелем не было. А потому фрегат вполне мог бы провести еще одну зиму в Императорской Гавани.
Приказу этому попытался воспрепятствовать исследователь Дальнего Востока капитан Г.И. Невельской, однако все усилия были тщетными. Пробив во льду канал, фрегат при помощи собачьей упряжки отбуксировали на середину бухты и прорубили в нескольких местах его днище. 31 января 1856 года морская вода навсегда сомкнулась над “Палладой”.
С тех пор на дно Константиновской бухты (ныне Постовая) несколько раз спускались водолазы — в 1913 и 1914 годах, а затем в 1932 году, когда фрегат даже хотели поднять. Однако уже тогда “Паллада” была настолько сильно разрушена, что сделать это оказалось невозможно. В 1947 году были подняты части обшивки фрегата и два чугунных клюза.
В 1956 году водолазы извлекли на поверхность якорь “Паллады”, который был установлен на острове Русский. А 40 лет назад в Постовой бухте был открыт памятник — колонна, увенчанная копией фрегата величиной 1 метр.