Велея (Veleia) был римским городом в Римской Испании, который в настоящее время находится в Стране Басков, Испания. В своем апогее в раннем средневековье город, по-видимому, прошел через различные циклы расцвета и упадка, пока он не был окончательно заброшен.
В 2006 Элизео Гиль (Eliseo Gil) директор археологической экспедиции, объявил в пресс-конференции о серии сенсационных находок в области Ирунья-Велея. К их числу относились самые древние неономатологические тексты на баскском языке, которые были провозглашены первым свидетельством письменного баскского языка.
Кроме того, было объявлено, что была обнаружена серия надписей и рисунков на гончарных фрагментах, некоторые из которых относятся к истории Египта и даже расписаны египетскими иероглифами. Наконец, было объявлено, что было обнаружено самое раннее представление о Голгофе за всю историю.
Голгофа басков представляет собой керамический фрагмент размером примерно в 10 сантиметров, на котором были написаны сцены распятия Иисуса на Голгофе с ворами Дисмасом (Dimas) и Гестасом (Jestas) в сопровождении двух фигур, которые, казалось бы, соответствовали Богоматери и святому Иоанну. Эпитафия в гравюре, которая появляется в верхней части креста Христова, выглядит как RIP («rest in peace» — покойся с миром) в то время как надпись должна была выглядеть как INRI, что означает RIP за смерть Христа, что идёт вразрез с верой и доктриной христианства. Команда, занимавшаяся раскопками во главе с Элизео Гиль, установила, что Голгофа относилась к третьему веку, что делает её на три столетия старше Голгофы, которая была найдена в римских катакомбах, относящихся к шестому веку и которая до 2006 года считалась старейшим изображением распятия Иисуса в мире. Тем не менее, в Велеи также появились и другие рисунки распятий языческих богов, и такие христианские тексты как Патер Ностер (Pater Noster).
В конце концов, все эти надписи оказалась выдумкой, как было отмечено 26 экспертами, которые анализировали данные почти 10 месяцев и сделали публичное заявление 19 ноября 2008 года. Тексты были описаны как грубая и некогерентная манипуляция, в текстах были как неправильные, так и не существующие слова, и они были настолько очевидно ложными, что делало их прочтение почти комичным. Некоторые люди окрестили этот случай как «крупнейшее археологическое мошенничество в истории Пиренейского полуострова», а также «произведение искусной мистификации».
Региональное правительство Алавы подало судебный иск против мошенников. Спонсоры проекта также выдвинули обвинение против археологической группы, но дело было закрыто и открытым остаётся только тот иск, который был открыт региональным правительством Алавы.