Разговоры ученых о нереальности нашего мира ложатся на подготовленную массовой культурой почву
Гипотеза о том, что наша Вселенная — это компьютерная симуляция или голограмма, все активнее будоражит умы ученых и филантропов.
Образованное человечество еще никогда не было так уверено в иллюзорности всего происходящего.
В июне 2016 года американский предприниматель, создатель SpaceX и Tesla Илон Маск, оценил вероятность того, что известная нам «реальность» является основной — как «одну многомиллиардную». «Для нас будет даже лучше, если окажется, что то, что мы принимаем за реальность, — уже является симулятором, созданным другой расой или людьми будущего», — отметил Маск.
В сентябре Банк Америки предупредил своих клиентов, что с вероятностью 20-50% они живут в Матрице. Эту гипотезу аналитики банка рассмотрели наряду с другими приметами будущего, в частности, наступлением эпохи виртуальной и дополненной реальности (то есть, если верить изначальной гипотезе, виртуальной реальности внутри виртуальной реальности).
В свежем материале New Yorker про венчурного капиталиста Сэма Алтмана говорится, что в Кремниевой долине многие одержимы идеей, что мы живем внутри компьютерной симуляции.
Два техно-миллиардера якобы пошли по стопам героев фильма «Матрица» и тайно профинансировали исследования по вызволению человечества из этой симуляции. Их имена издание не раскрывает.
Стоит ли воспринимать эту гипотезу буквально?
Короткий ответ — да. Гипотеза исходит из того, что ощущаемая нами «реальность» обусловлена лишь небольшим объемом информации, которую мы получаем и которую способен обработать наш мозг. Мы ощущаем предметы твердыми из-за электромагнитного взаимодействия, а видимый нами свет — лишь небольшой раздел спектра электромагнитных волн.
Чем больше мы расширяем границы собственного восприятия, тем больше убеждаемся, что Вселенная состоит по большей части из пустоты.
Атомы состоят из пустого пространства на 99,999999999999%. Если ядро атома водорода увеличить до размеров футбольного мяча, то его единственный электрон расположится на расстоянии 23 километров. Состоящая же из атомов материя составляет всего 5% известной нам Вселенной. А 68% составляет темная энергия, о которой науке практически ничего не известно.
Иными словами, наше восприятие реальности — это «тетрис» по сравнению с тем, что в действительности представляет собой Вселенная.
Что по этому поводу говорит официальная наука?
Словно герои романа, пытающиеся прямо на его страницах постичь замысел автора, современные ученые — астрофизики и квантовые физики — проверяют гипотезу, которую еще в XVII веке выдвинул философ Рене Декарт. Он предположил, что «какой-то злокозненный гений, весьма могущественный и склонный к обману», мог заставить нас думать, что существует внешний для нас физический мир, в то время как на самом деле небо, воздух, земля, свет, очертания и звуки — это «ловушки, расставленные гением».
В 1991 году писатель Майкл Талбот в книге «Голографическая Вселенная» одним из первых предположил, что физический мир подобен гигантской голограмме. Некоторые ученые, впрочем, считают «квантовый мистицизм» Талбота псевдонаукой, а связанные с ним эзотерические практики — шарлатанством.
Куда большее признание в профессиональной среде получила книга 2006 года «Программируя Вселенную» профессора Массачусетского технологического института Сета Ллойда. Он считает, что Вселенная — это квантовый компьютер, который вычисляет сам себя. Также в книге говорится, что для создания компьютерной модели Вселенной человечеству недостает теории квантовой гравитации — одного из звеньев гипотетической «теории всего».
Наш мир и сам может быть компьютерной симуляцией. В 2012 году команда исследователей Калифорнийского университета в Сан-Диего под руководством россиянина Дмитрия Крюкова пришла к выводу, что такие сложные сети, как Вселенная, человеческий мозг и интернет имеют одинаковую структуру и динамику развития.
Эта концепция мироустройства предполагает «небольшую» проблему: что произойдет с миром, если вычислительные способности создавшего его компьютера исчерпаются?
Можно ли экспериментально подтвердить гипотезу?
Единственный подобный эксперимент поставил директор Центра квантовой астрофизики лаборатории Ферми в США Крейг Хоган. В 2011 году он создал «голометр»: анализ поведения пучков света, исходящих из лазерных излучателей этого устройства, помог ответить по меньшей мере на один вопрос — является ли наш мир двухмерной голограммой.
Ответ: не является. То, что мы наблюдаем, действительно существует; это не «пиксели» продвинутой компьютерной анимации.
Что позволяет надеяться, что в один прекрасный день наш мир не «зависнет», как это часто происходит с компьютерными играми.