Вы никогда не задавались вопросом, прослушав перед началом спектакля мелодичные трели звонка, как вообще в театре родилась традиция использовать такое средство оповещения о начале представления? Мы задались и выяснили вот что.
Как начинались древнегреческие спектакли?
Понятно, что в до-театральное время никто с колокольчиком перед участниками ритуала не бегал. Никто не хотел опаздывать на раздачу благ богами. Ведь в Древней Греции театральное действо вышло из священного обряда, являясь не первостепенной, а следующей за официальной частью. После процедуры принесения жертвы и благодарностей богам и героям, собственно «театр» в привычном понимании слова начинался с громогласных труб, рев которых сообщал всему полису, что развлечение началось.
Как было в эпоху Средневековья и Возрождения?
Действо в средневековом ритуальном театре начиналось с молитвы. В позднем средневековье, когда артисты выступали «между блюд», звуками труб и барабанов оповещалось о начале пиршества. Символом начала и окончания действа в Англии эпохи Ренессанса, например, стал поднятый / опущенный специально для горожан флаг. В Испании же представление открывалось обязательным исполнением музыкальной пьесы на гитаре, а заканчивалось всеобщим танцем в масках с куплетами и шутками. При этом спектакль не имел «пауз». В моменты переодевания или декорационной перестановки зритель внимал короткой музыкальной миниатюре или балету, «без отрыва от производства».
Когда появился антракт?
Классицизм и эпоха Просвещения продолжали рассказывать сюжет без перерыва. Лишь «романтизм» с множеством фантастических сцен и реформой сценической механики поднял вопрос об увеличении времени на сценические перемены. Только во второй половине XIX века возникла особая пауза между актами, позволяющая публике покинуть зал и требующая оповещения о возвращении в зал. Пришедший из французского языка термин «антракт» (фр. entre — между и acte — действие) означал короткое «отступление» от действия, для которого писались балеты и интермедии. Но постепенно «антракт» перестал играть роль отдельного номера, а предлагал отдохнуть и актерам.
Почему решили звонить?
Колокольчик, звоночек, бубенчик, как атрибут архаической народной культуры использовался в обрядах как сигнальный, предупредительный инструмент. Поэтому и не возникло вопросов, каким образом звать зрителей в зал. Конечно, звонкими трелями.
В театр эти волшебные звуки пришли благодаря двум традициям. Первая – оформление костюма уличных исполнителей средневековых фарсов, прикрепляющих на головной убор, обувь и платье звенящие для отпугивания злых духов бубенцы. А вторая – из подражания корабельному быту, где звонкий сигнальный инструмент стал использоваться с 1577 года. В театральном представлении впервые зазвучал на рубеже XVI — XVII веков во время исполнения труппой Уильяма Шекспира сцены с отплытием корабля, когда в качестве декорации на сцене Глобуса «поднялись» паруса, и зазвонила рында.
Почему именно три раза?
Со времен античного театра о начале действа на театральных подмостках сообщалось троекратным звуком труб, барабанной дроби, фанфар.
Какая служба подарила театру традицию предупредительно звенеть?
Ответ на этот вопрос напоминает о растянувшемся на несколько веков споре, кто был первый — транспортная, почтовая или театральная служба? Утвердительно отвечу: первым использовали сигнальный колокольчик транспортники. Литейный промысел на Руси начал развиваться вместе с транспортным сообщением рубежа XVII — XVIII вв. Колокольчик использовался для предупреждения ДТП на плохо регулируемых дорогах России.
Второе и третье десятилетие XIX века радовало устройством твердого покрытия на трассе Петербург — Москва. В середине века проложили железную дорогу не только между двумя столицами, он и между Москвой — Курском, Белгородом и югом. Развиваемый почтовыми перевозками тракт стал скоро чахнуть, вызвав упадок и колокольного промысла, что заставило искать новые рынки сбыта. Возникла необходимость продукцию куда-то пристраивать, отчего решили перевести их из детали оформления городской среды, в часть домашней и канцелярской утвари. Металлические погремушки использовались в богатых и бедных интерьерах, в конторских, судебных и военных учреждениях России, в т.ч, и на театре. Словно в продолжение традиции ритуала древнего Рима вызывать слуг звуком погремушек, стали делать особые колокольчики – прикроватные, на лентах, подсвечники, кабинетные, коридорные и пр. Ассортимент стал дробиться. Соответствуя потребностям рынка и быстро меняющейся моды, литейные мануфактуры ввели различия по внешнему виду, преображая ручки, украшая боковины тела и добавляя надписи. В дизайне колокольчиков снова возродились древние традиции использовать элементы растительного орнамента, образы животных, людей, вымышленных персонажей.
О сакральной силе театрального звонка
История «мира под лестницей» показывает, что, сохраняя традиции «перехода», театральный звонок и сегодня отделяет мир быта от мира театрального представления, вещную природу от явления красоты. Как колокольный звон символизирует о сердцебиении города, так и звонкая трель перед спектаклем предлагает настроиться на ритм биения сердца самого театра.