В декабре 1986 года группа лейтенанта Сергея Дымова захватила караван, состоящий из 9 автомобилей «Тойота», груженных наркотиками. Благодаря грамотно выбранной позиции, из девяти машин только одна была повреждена. Их доставили в расположение батальона. Появилась возможность использовать трофейную технику для создания маневренных групп.
Замысел был следующим. Машины внешне оборудовали как у моджахедов. В кузовах устанавливали крупнокалиберные пулемёты, в основном трофейные ДШК (в первую машину обязательно). В другие машины устанавливались либо 12.7-мм пулемёты «Утёс», АГС-17 «Пламя». Борта завешивали бронежилетами. В экипаж входило шесть человек: два разведчика со штатным оружием; водитель; командир экипажа, обеспеченный радиосвязью.
Отряд состоял из трёх «Тойот» и одного грузового автомобиля типа «Урал 4520» с прекрасной проходимостью в песках. «Уралы» оборудовались 14.4-мм пулемётом Владимирова или ЗУ 23-2, или автоматическим миномётом «Василёк» (с миномётом были трудности организационного плана, так как эта система не стояла у нас на вооружении). Борта машины также завешивались бронежилетами, на дно кузова укладывались мешки с песком для защиты в случае подрыва на мине. В некоторых случаях применялись БТР-70.
Использование техники дало возможность пребывать разведгруппам в районе поиска более двух недель.
Для маскировки экипажи «Тойот» были переодеты в одежду моджахедов. Отряд, передвигаясь по пустыне в район переправ, имитировал движение каравана. Впереди шли «Тойоты», за ними в 2-3 км грузовики.
Ставка делалась на необычность ситуации. Головной дозор моджахедов, ожидая встречу с армейской боевой техникой, должен был растеряться, увидев себе подобных. Такая встреча произошла в районе кишлака Богат в январе 1987 года. Моя РГСпН № 612 успешно использовала её. Еще до настпуления рассвета наши наблюдатели заметили в приборы ночного видения отблески фар автомобилей, движущихся в нашем направлении. С рассветом наблюдение было усилено и вскоре шлейф пыли – признак движущихся машин. Каравану оставалось пройти около 10 км до кишлачно зоны, где они могли укрыться от авиации.
Колонна из пяти автомобилей «Симург» спешила пройти оставшееся расстояние. Машины разведчиков двинулись на перехват. Встреча произошла на равнинном участке местности, на дне сухого озера. Какие-либо укрытия вблизи отсутствовали. Моджахеды заметили выходящую из барханов колонну и остановились.
Расстояние, разделяющее караван и разведгруппу, составило около 1-1.5 км. Машины разведчиков продолжали движение, увеличивая скорость и меняя направление, показывая тем самым, что хотят избежать встречи. Этим маневром командир рассчитывал сократить дистанцию и прижать караван к гряде песчаных барханов, по которым движение затруднено, и к находящемуся там в засаде «Уралу».
Маневр удался почти полностью, расстояние сократилось до 700-800 м. Восходящее солнце светило в спину группе, ослепляя моджахедов. Наиболее трудным был момент остановки и открытия огня. Времени, необходимого для прицеливания было достаточно, чтобы противник заподозрил неладное. Огонь нашей группы был достаточно эффективным. Две машины замерли сразу, третья прошла метров 200 и загорелась. Последние две машины развернулись и начали уходить в обратном направлении.
Преследовать их разведчики не могли, так как сами стали мишенями. Со стороны моджахедов открыли огонь из ДШК, несколько гранатометов и более десятка автоматов. Огневая дуэль оказалась скоротечной, возможности стрелкового оружия на таком расстоянии ограничены. А снайперские возможности 12.7-мм пулемета «Утес» позволили очень быстро уничтожить расчет ДШК моджахедов.
Появление с фланга «Урала», ведущего огонь из КПВТ, внесло панику в ряды моджахедов. Они начали отходить к ближайшим укрытиям, но до них было далеко. В плен никто сдаваться не захотел, отстреливались до конца и были уничтожены.
Результат боя: уничтожено 26 моджахедов, три автомобиля, захвачено 2 ДШК, 3 РПГ, около 30 автоматов. Потери группы: трое раненых.
По экипировке душманов и грузу машин нами был сделан вывод, что это не грузовой караван, а, скорее всего, меняло место дислокации подразделение моджахедов. Проводники караванов ведут себя значительно осторожнее, не допускают скученности, открытые участки пересекают поодиночке, тем самым не допуская попадания под огонь засады всего каравана.
В дальнейшем боевые действия с использованием трофейных машин успешно продолжались вплоть до вывод батальона в Союз.