Немцы, как известно, народ исключительно рациональный, обязательный и практичный. У них и вся техника такая — надежная и функциональная. Не стал исключением и знаменитый народный автомобиль Германии — Volkswagen. Впрочем, не будем забегать вперед, а вместе проверим, Volkswagen – das auto?
История этого немецкого бренда началась в 30-х годах ушедшего века и неразрывно связана с приходом к власти Адольфа Гитлера. В свое время нацисты убедили простых бюргеров в том, что идея создания первого народного автомобиля для германской нации осенила фюрера во время его пребывания в тюрьме в 1924-м году — тогда он отсидел несколько месяцев за организацию печально известного Пивного путча.
Интересный факт:
В 1933 году Гитлер, чтобы заручиться поддержкой широких слоев населения, запустил сразу несколько социальных программ — народный телевизор (Volksfernseher), народный радиоприемник (Volksempfänger) и даже народный холодильник. Приставка volks (народ) означала, что эта техника будет массовой, доступной для рядового немца, продаваться с огромными скидками. Автомобиль Volkswagen должен был стать вершиной народного проекта нацистов.
Осенью 1933 года, после прихода нацистов к власти, фюрер в неформальной обстановке гостиничного номера встретился с Фердинандом Порше. Венский художник-неудачник рассказал талантливому конструктору о своей идее народного авто. Согласно его пожеланиям, новая машина должна быть компактной, но, в то же время, вмещать среднестатистическую немецкую семью, состоящую из фрау, герра и их троих отпрысков. Было бы неплохо, подчеркнул фюрер, чтобы автомобиль разгонялся до 100 км/час, при этом расход топлива не превышал 8 литров. И главное — машина должна быть по карману простым немцам.
Было еще одно важное требование: новинка должна была с легкостью перестраиваться под военные нужды. В частности, в нее должны были помещаться несколько солдат и пулемет. Впрочем, в тот период Германия все строила с милитаристским прицелом. К примеру, торговые и туристические корабли проектировались так, чтобы при необходимости их можно было без труда переоборудовать во вспомогательный крейсер.
От момента возникновения идеи и до ее воплощения в первых наработках прошло меньше года: уже в январе 1934-го Порше представил концепт нового «народного» авто. Рейхсканцелярия одобрила творение конструктора и вскоре выделила на реализацию этого амбициозного проекта гигантскую сумму. Однако поставила условие: рабочий прототип должен увидеть свет к концу текущего года. Но Порше сорвал установленные сроки. Соблюдение всех требований и улаживание всех технических неувязок потребовало в два раза больше времени. Первые прототипы Volkswagen «родились» лишь спустя два года.
Сошедшую с конвейера новинку сразу же подвергли жесточайшему тест-драйву. Однако испытания не выявили никаких недочетов: автомобиль признали достойным для перевозки представителей арийской нации.
От момента задумки прошло четыре года, когда, наконец, первый представитель марки был выпущен на непритязательный суд общественности. В 1937-м году на рынок выпустили Volkswagen VW30. Журналисты тут же прозвали его Beetle («Жуком») — из-за характерной формы это неофициальное прозвище закрепилось за ним навсегда. Однако есть мнение, что в названии также «наследил» Гитлер. Ему приписывают фразу: «Он должен выглядеть как жук, вы обязаны взять у природы лучшие обтекаемые формы».
На презентации на автомобильной выставке «Жук» произвел настоящий фурор. Но больше всего немцев покорила цена четырехколесного симпатяги – всего 990 рейхсмарок. На народный автомобиль семья могла скопить меньше чем за год.
Интересный факт:
Volkswagen VW30, он же «Жук», Гитлером именовался не иначе как KdF—Wagen, то есть, автомобиль организации Kraft durch Freude («Сила через радость»), которая занималась вопросами улучшения быта и досуга населения.
При всей своей бюджетности и миниатюрности, народный немецкий автомобиль был выполнен очень качественно. Его технические характеристики давали фору многим современникам. Сравните сами: вот немного ТТХ «Жука» и выпускавшейся в тот момент в СССР модели ГАЗ М-1, которая была тяжелее почти в 2,5 раза:
Спустя год после появления новинки началось масштабное строительство заводов Volkswagen. О масштабности мы упомянули отнюдь не для красного словца: вокруг заводов заложили новый город (!), который получил название Вольфсбург. Кстати, головной офис компании до сих пор находится именно в нем.
«Плодить» «Жуков» массово начали в 1939-м, когда с конвейера сошли несколько десятков экземпляров народного автомобиля. Однако начавшаяся война кардинально поменяла мирные планы: заводы переключили свое внимание на производство военной техники. В частности, занимались выпуском полноприводных амфибий Kübelwagen. Никто не скрывал, но при этом и не признавал тот факт, что на заводах Volkswagen тогда работали военнопленные, которых согнали на принудительные работы с оккупированных стран. Официально компания признала этот факт лишь в 1998-м году, не забыв выплатить компенсацию пострадавшим. Под «акцию» тогда попали 2050 человек с разных уголков планеты.
После поражения Германии во Второй мировой войне Volkswagen отошел к англичанам. Внимательно изучив единственный имевшийся тогда автомобиль компании, британцы решили не развивать эту программу — «Жук» показался им малоинтересным. Производство машин все же восстановили, но Volkswagen обеспечивал своей продукцией только внутренний немецкий рынок. Компактные габариты и доступная цена стали идеальным вариантом для страны, разрушенной войной. В 1949-м году компанию полностью вернули в собственность Германии.
Весьма интересна история происхождения логотипа марки. Существует легенда, что разработчиком самого первого варианта эмблемы стал работник завода Порше Франц Ремсписс. В его логотипе 1937 года явно присутствует сходство со свастикой. За свою задумку Ремсписс получил 100 рейхсмарок, что было сопоставимо с зарплатой рабочего за месяц. Впоследствии логотип был упрощен — в частности, из него убрали нацистскую символику. В последующие годы этот знак менялся совершенно незначительно.
Однако австрийский художник Николай Борг утверждал, что это именно он является автором логотипа. По его словам, в 30-е годы он работал на нацистское правительство, от которого и получил заказ на создание эмблемы «Народного автомобиля». Борг уверяет, что сделал набросок лого, однако прямых доказательств так и не предоставил. В ходе судебного разбирательства было признано, что австриец создал логотип, но по эскизу, который ему предоставили. Его участие заключалось лишь в определении нужных пропорций элементов.
«Жук» стал, пожалуй, самой популярной моделью марки Volkswagen. Четверть века его выпускали на территории Германии, после чего производство перенесли в страны Латинской Америки. Но вскоре выпуск пришлось прекратить, поскольку модель безнадежно устарела, перестав соответствовать европейским нормам безопасности. Кроме того выяснилось, что она не соответствует экологическим требованиям — слишком уж загрязняет окружающую среду. К этому времени уже стали популярными другие модели Volkswagen — например, так называемый «фургончик хиппи» — модель Bulli (в переводе – «бычок»). Этот микроавтобус стал предком популярного сейчас Transporter.
Интересный факт:
Многим знаком слоган компании «Volkswagen – das auto», что в вольном переводе может означать «Volkswagen – это настоящий автомобиль». Он был предложен в 2007-м году. Буквально год назад, в 2015-м, компания решила изменить его. По словам Херберта Дисса, ответственного за развитие бренда, попытка в слогане выставить Volkswagen единственным нормальным автомобилем выглядит абсолютистской, а потому пора бы избавиться от всех налетов нацизма в тех или иных проявлениях.
Кстати, «Жука» пытались перевыпустить в 1998-м году. Именно тогда Volkswagen представили модель Beetle II – автомобиль с передним приводом, который внешне сильно напоминал прежнюю звезду компании. Но дважды войти в одну и ту же реку не удалось, новинка провалилась.
Сейчас Volkswagen Group – крупный концерн, содержащий в себе большое количество популярных брендов: Volkswagen, Skoda, Bentley, Porshe. Вольфсбург до сих пор является городом, в котором располагается штаб-квартира компании, а заводы сейчас разбросаны в пятнадцати странах мира.