Вопреки существующей политической тенденции, речь в статье пойдёт о традиционном украинском блюде, родиной которого с определенной степенью достоверности можно считать современный украинский город Полтаву. Именно там находится памятник галушке, являющейся для наших юго-западных соседей чем-то вроде национального символа.
Строго же говоря, определить область земного шара, в которой впервые человек додумался варить в кипящей воде спресованные кусочки теста, весьма проблематично. Достаточно будет сказать, что разновидности галушек встречаются не только на территории ряда стран Восточной Европы — собственно, Украина, Венгрия, Словакия, Чехия и Польша — но и у народов Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы), в уже не раз упоминавшейся в этой рубрике Италии (знаменитые ньокки) и даже в ряде племён Экваториальной и Южной Африки. В русской интерпретации галушки называются клецки.
Но далеко не всегда отварное тесто — это галушки, а потому для ясности мировым сообществом было принято весьма толерантное решение, что галушки — они, собственно, на Украине, а всё остальное — блюда, рецептурно схожие с галушками, но при этом вполне аутентичные. Украина, разумеется, не возражала. В Ингушетии и Чечне, например, похожее блюдо делают из кукурузной или пшеничной муки и применяют в качестве гарнира к отварному мясу.
Первые упоминания о галушках относятся к XVII-XVIII вв. Главным популяризатором галушек в мировой литературе является Николай Васильевич Гоголь-Яновский, со своими «Вечерами на хуторе…», в которых быт малоросского народа описан столь ярко и красочно и вместе с тем весьма самокритично, и, конечно же, галушки стоят у Николая Васильевича далеко не на последнем месте; вспомните знаменитого пузатого Пацюка, к которому кузнец Вакула, человек не робкого десятка, заходил с в хату с опаской, наблюдая, как тот поглощает аппетитные галушки методом телекинеза.