Злаковые культуры известны людям ещё до появления земледелия как обособленного способа ведения натурального хозяйства, а вот появление повседневных блюд под общим названием «каша» относится к периоду возникновения ранних цивилизаций. Например, упоминается обряд кормления кашей индуистского божества Пушана. Кашей называлиать любое блюдо, приготовленное из ингредиентов, измельчённых и термически обработанных. В средневековых источниках упоминаются каши из сухарей, рыбные, из гороха, а также из моркови и из репы. Постепенно каша стала одним из главных блюд на столе как бедняков, так и богатой аристократии.
У славян каша является одним из самых распространённых традиционных блюд, причём не только повседневным, но и выступающим в роли деликатеса (например, знаменитая гурьевская каша). На Руси каша являлась неотъемлемым атрибутом свадебного пира, рождественских праздников, крестин и поминок. Древнерусский князь Александр Невский на своей свадьбе в Торопце давал «большую кашу», то есть, созвал богатый пир, на котором каша выступала традиционно одним из главных блюд. В более поздние времена каши упоминаются, например, в описании быта артельных: выражение «быть с кем-либо в одной каше» означало работать в одной артели, в одном трудовом коллективе.
Изначально на Руси каши варились из местных круп, таких как гречка, пшено и ячмень, а с XIV века появляются каши из привозного риса. Готовили также зеленую кашу из недозрелой ржи. «Эту крупу, очень вкусную и душистую, — рассказывал Д. К. Лелонг, — умела готовить только одна моя кормилица; для этой крупы жали рожь, как только она дозревала до половины зерна». Интересно, что в российском журнале эконом от 1841 года приводится рецепт каши из лепестков роз — очевидно, для утончённых отечественных гурманов девятнадцатого столетия.