С каждым годом наш мир становится всё динамичнее. Мы живём в эру высоких технологий, и быстрый доступ к информации сейчас как никогда необходим. Именно поэтому в лексиконе современного русского человека всё чаще можно встретить таинственный для старшего поколения глагол «гуглить». Это слово постепенно выходит за рамки компьютерного жаргона: теперь его можно услышать на телевидении или прочитать в бульварном романе.
Загуглить можно всё, что угодно: от адреса ближайшего ресторана до принципа работы адронного коллайдера. И, что самое интересное, всё найдётся: главное – уметь фильтровать информацию.
Но почему же всё-таки именно Google стал источником вдохновения для словообразования? Почему именно эта корпорация сегодня у всех на устах, и почему её часто предпочитают отечественному Яндексу и другим аналогичным поисковым системам? Как из учебного проекта Google превратился в самого настоящего интернет-гиганта, обрабатывающего за месяц более 43 миллиардов запросов пользователей?
Немного истории
Google увидел свет весной 1998 года. Он родился из учебного проекта Ларри Пейджа и Сергея Брина, которые были на тот момент аспирантами Стэнфордского университета и разрабатывали концепцию местной цифровой библиотеки (SDCP). Перед ними стояла задача создать универсальную цифровую библиотеку для университета. Финансирование происходило из Национального научного фонда.
В то же время Ларри Пейдж выбирал тему для диссертации, и его научный руководитель предложил ему остановиться на изучении математических свойств Интернета.
Студент решил выяснить, какие страница Всемирной Сети ссылаются на отдельно взятую страницу, рассматривал число обратных ссылок с позиции ценности информации, содержащейся на странице – по образу и подобию роли цитат для научного текста. Ларри назвал свой научный проект «BackRub». Через некоторое время к научным изысканиям Пейжда присоединился его давний друг и старший товарищ по университету, Сергей Брин, с которым они познакомились в 1995 году, когда Пейдж был на первом курсе. Сергей Брин, кстати говоря, родился в Москве; его родители — эмигранты из СССР.
Уже в 1996 году поисковый робот, созданный учеными, стал индексировать все доступные ему страницы интернета. Ссылки ранжировались по уровню важности при помощи ещё одного новшества – созданного Пейджем и Брином робота, который анализировал взаимные URL ссылки страниц. Поисковые системы, которые были популярны в то время, работали при помощи системы, которая ранжировала страницы по количеству раз, которое искомое слово встречается на странице. Брин и Пейдж поняли, что их алгоритм поиска будет гораздо эффективнее и решили продвигать его за рамки университетского проекта и искать инвесторов.
Изобретатели были уверены, что страницы, которые имеют самое большое количество ссылок на них с других страниц, особенно – со страниц с большой посещаемостью, должны более всего подходить под искомые критерии. Именно эту гипотезу своей диссертации Пейдж и Брин решили проверить на практике.
Сначала новая поисковая система была запущена на базе сайте Стэнфордского университета. А к 1997 году Google приобрёл собственный домен, на котором он находится до сих пор.
При этом создатели Google не хотели использовать всплывающие окна с рекламой, но позже они поменяли свою точку зрения и дали разрешение на небольшие рекламные тексты, которые до сих пор служат основным источником прибыли для корпорации Google.
Появление компании
В сентябре 1998 года создатели официально зарегистрировали свой детище. Первым местом обитания легендарной ныне корпорации стал гараж друга Брина и Пейджа, находящийся в Калифорнии.
Первые инвестиции были получены компанией тогда же: сто тысяч долларов вложил в Google некто Энди Бехтольштайм, один из основателей компании «Сан Микросистемс».
Название компании, как известно, произошло от цифры с сотней нулей. Таким образом разработчики, видимо, хотели показать всю масштабность и амбициозность предполагаемого проекта. И не зря.
К 1999 году «Гугл» содержал уже 60 млн страниц, хотя всё ещё считался пилотной (бета) версией. Поисковиком пользовалось всё больше людей, потому что его результаты выгодно отличались от тех, что выдавали популярные тогда «Yahoo!», «Go» и другие.
В 1999 году из гаража компания смогла позволить себе переехать в комфортабельный офис на Университетской Авеню Сан-Франциско. В этом же здании располагались офисы и других многообещающих интернет-проектов. Но в этом же году активы компании резко выросли, и Google переехал в комплекс зданий, в котором располагается до сих пор. Этот комплекс известен как «Гуглплекс».
Google нравится пользователям не только тем, что был наиболее эффективным (ведь это не всегда было заметно обывателю), но и простым интуитивно понятным интерфейсом. В 2000 году компания начала продавать места для рекламы, связанной со словами поиска. Специалисты позаботились о том, чтобы реклама включала в себя только текст, органично вписывалась в дизайн страницы и не препятствовала её загрузке. Собственно, реклама под ключевые слова продавалась, исходя из количества кликов: цены начинались от 50 центов за один переход на страницу, на которой содержалась бы реклама. Несмотря на то, что такая модель контекстной рекламы была не новой (до этого её использовали в Yahoo!), именно Google смог стать самой успешной корпорацией на интернет-рынке, использующей подобную рекламную политику.
Google сегодня
На сегодняшний день Google давно вышел за пределы Америки и покоряет пользователей по всему миру. Надо сказать, что 67% «гуглящих» живут вне Соединённых Штатов, а для 77% пользователей Интернета английский язык не является родным. Именно поэтому Google имеет в арсенале более сотни активно используемых языков, несколько мёртвых языков (латынь, например), и даже искусственные или недавно придуманные языки, такие, как эсперанто, клингонский (язык одной из рас вселенной сериала «Стартрек») и другие. Гугл, ко всему прочему, оснащён переводчиком: если вы точно не уверены, о чём говорится на странице, умный поисковик вам поможет.
Но, разумеется, Google так популярен не только из-за языков, который он использует. Главным залогом успеха компании являются нестандартные решения, которые время от времени принимает руководство компании. Например, Гугл является настоящей легендой гениального маркетинга потому, что не вложил ни доллара в свою рекламу, а полагался только на сарафанное радио. Сами посудите, насколько это удивительно: сайт смог завоевать сердца миллионов людей. Ни разу не появившись на рекламных растяжках, в реклама на телевидении, радио и с печатных СМИ). Ещё один удивительный факт, связанный с рекламой – Гугл никогда не размещает рекламу на своей главной странице, которая при этом является самой часто посещаемой в интернете.
А ещё в Google часто меняют логотип, несмотря на его чрезвычайную узнаваемость: в честь многих праздников и юбилеев (при этом, чаще негосударственных – например, к 123-летию Марины Цветаевой) на главной странице поисковика появляется совершенно сторонняя дизайнерская версия логотипа, порой абсолютно не похожая на оригинал — дудл.
При этом работа в Google – наверное, настоящая работа мечты. Компания предоставляет сотрудникам бесплатное питание – кстати говоря, о местых столовых ходят легенды, потому что еда там, как в ресторане, а в офисах, оформленных в корпоративном (но не скучном!) дизайне можно найти настольный футбол или бильярд, в который периодически играет кто-то из сотрудников. В отдельных офисах есть даже комната для массажа, который может получить любой из сотрудников. С собой на работу можно привести своего домашнего кота, собаку – да, впрочем, любого питомца. По самому офису люди свободно разъезжают на самокатах. И, самое главное, 20% своего времени (то есть примерно 1 рабочий день) работники имеют право заниматься собственными посторонними проектами, никак не связанными с «Гугл» — более того, руководство поощряет удачные проекты, и они могут в итоге привести к повышению.
Android
В 2005 году Google приобрела компанию Android Ink, которая известна тем, что разработала удобную операционную систему на базе Linux для различных девайсов. Гугл создал специальное подразделение, которое занималось развитием и поддержкой операционной системы.
В 2007 году «Гугл» анонсировал готовую платформу «Андроид» для мобильных телефонов.
В 2009 году была запущена технология, позволяющая уточнять результаты поиска по дополнительным параметрам – в результате, поиск происходил не только по ключевым словам, но и по контексту.
В этом же году в компании начали заниматься изучением генетической информации людей, приводящей к болезни Паркинсона.
Интересные факты
Карл, брат основателя Google, Ларри Пейджа, помогал в основании компании eGroups, которая впоследствии купила компанию Yahoo. Так что, даже если бы не случилось создания Google, Ларри Пейдж всё равно скорее всего работал бы в интернет-индустрии.
Кстати говоря, в 1997 году Пейдж и Брин хотели продать свежеразработанный алгоритм Google именно компании Yahoo, но там не заинтересовались предложением. В результате через пять лет Yahoo была готова приобрести алгоритм за 5 миллиардов долларов, но к тому времени Google уже набирал обороты, и сделка не состоялась.
Сегодня Брину и Пейджу принадлежат только 16% акций компании. Но это не мешает им иметь общее состояние в 24 миллиардов долларов.
С 2010 года Google стабильно покупает примерно 1 компанию в месяц.
Почта Gmail была запущена в 2004 году 1 апреля – в день Дурака.