В 1932 году во времена «Великой депрессии» в далекой Америке в городке нефтяников Брэдфорде (Пенсильвания) в обыкновенный деревенский клуб на танцы пришел некто Джордж Блэйсделл. Он был совладельцем фирмы по производству простейшего нефтедобывающего оборудования. С юности он имел дело с металлом и обладал немалым стремлением к изобретательству.
Танцы и пустые разговоры о политике скоро надоели Джорджу, и он вышел покурить на веранду клуба, где нашел своего друга Дика Дрессера, пыхтящего в попытках снять крышку со своей старенькой австрийской зажигалки. Дик был достаточно обеспеченным человеком, и Джордж позволил себе замечание: «Почему бы тебе не купить более презентабельную зажигалку?» Дик наконец-то сдернул крышку и чиркнул колесиком. Несмотря на довольно сильный ветер, зажигалка зажглась, и Дик прикурил свою сигарету. «Потому что эта работает!» — буркнул Дик в ответ на вопрос Джорджа. В этот момент Джорджа осенила мысль: «Зажигалка! Вот что постоянно нужно человеку независимо от его материального положения!» С тех пор голова Джорджа была занята идеей производства надежных зажигалок, доступных каждому.
Начал он с того, что получил эксклюзивную лицензию на импорт австрийских зажигалок в США и закупил небольшую партию для продажи. Не сумев продать ни одной, он обнаружил в них некоторые дефекты и решил создать свою негаснущую зажигалку. Арендовав небольшое помещение в здании металлоремонтных мастерских, он заполнил его подержанными станками, нанял трех слесарей, и работа закипела.
В первую очередь Блэйсделл уменьшил размеры зажигалки так, чтобы она помещалась в ладони. Затем он, помня страдания друга Дика, соединил крышку с корпусом петелькой. Теперь можно было открывать и запаливать зажигалку одной рукой. Ветрозащитный экран вокруг фитиля он оставил неизменным, сохранив даже то же количество отверстий, какое было в австрийском прародителе. Немного усовершенствовал колесико и кремень. Бензин заливался прямо в корпус, который из простого латунного стал хромированным.
Итак, новый товар был готов. Получил он название «Zippo». Происхождение названия также очень незамысловато. Примерно в это же время в США была изобретена сплошная скользящая металлическая застежка, получившая у нас название «молния» , а на родине — «Зиппер». Блэйсделлу нравилось звучание слова «зиппер», и он решил свое произведение назвать созвучно ему.
Цена новой «ветрозащитной» зажигалки была $1.95. В первый же месяц было продано 82 штуки. Дело пошло. Надежность, удобство и доступная цена быстро завоевали ей популярность, но все-таки основным достоинством новых зажигалок была торговая политика фирмы, выражавшаяся в практически бессрочной гарантии ее продукции. Инженер Блэйсделл так полюбил свое детище, что поклялся, что внешность зажигалок не заменится, пока он жил.
Но и после его смерти зажигалка практически сохранила свой вид. Правда, некоторые модели стали изящнее, богаче и красочнее. Но высочайшая надежность, достигнутая уже вначале, осталась неизменной. Недаром в музее Zippo в Бредфорде хранятся зажигалки всех всех времен, начиная с выпуска 1932.
Продолжая тему истории всемирно известных зажигалок, нельзя упустить рассказ о рекламном таланте их создателя — «Мистера Зиппо», а именно так стали звать инженера Блэйсделла уже с момента выпуска первой партии зажигалок.
Одним из первых деяний Блэйсделла в области продвижения своего товара стала рассылка по почте в адреса магазинов, баров и клубов рекламной листовки, в которой новая зажигалка представлялась как самая надежная зажигалка, работающая в любых погодных условиях. В ней покупателям предлагалось подвергнуть ее так называемому «фентесту». Он заключался в том, что Zippo зажигалась на расстоянии не больше метра от включенного электровентилятора (фена). Если в течение недели хоть раз она не срабатывала, покупатель волен был вернуть ее продавцу и получить свои деньги назад. Напомним, что цена на зажигалку в то время была лишь $1.95. Те же действия предлагалось совершить с другими зажигалками и убедиться в преимуществе зажигалок Zippo.
Эта же идея уже в 1937 году получила продолжение в первом большом рекламном объявлении продукции компании в национальном журнале для мужчин «Эсквайр» (Esquire). Блэйсделл занял денег и выкупил за $3.000 целую страницу журнала, на которой он поместил текст, рекламирующий ветрозащитные свойства зажигалки (windproof lighter), ее пожизненную гарантию (lifetime guarantee) и вариации моделей (к тому времени появилось несколько моделей Zippo с гравировкой). На страницу была нарисована симпатичная девушка, зажигающая новую зажигалку на ветру. Надпись под картинкой гласила: «Она прошла Фен-тест». Это объявление считается историческим, так как после его публикации за Zippo закрепился термин «ветрозащитная», а благодаря одушевлению зажигалки многие мужчины стали считать ее своей «доброй подругой». Однако до этого события создатель бренда Блэйсделл не располагал средствами на дорогостоящую рекламу, и он придумал следующий ход…
Вспомнив о своем школьном товарище, который владел в Бредфорде гаражом междугородних автобусов, Блэйсделл попросил его раздать свои зажигалки водителям автобусов с тем, чтобы они демонстрировали пассажирам их ветрозащитные качества. В оплату за такого рода рекламу водители получали зажигалки в личное пользование бесплатно. Это была гениальная беззатратная реклама, которая сделала Zippo популярной за пределами Бредфорда.
Немало потрудился Mister Zippo, стараясь достигнуть «персонализации» своего детища. Уже через год после начала выпуска зажигалок он стал украшать их гравюрами и рисунками по эмали. Сначала это были простые модели с изображением пьяницы, головы собаки или лошади. Затем Блэйсделл стал гравировать личные монограммы и логотипы компаний. Расцветка и форма монограмм постоянно варьировалась, однако доплата за такого рода работу оставалась неизменно: всего $1.00. Рекламные лозунги для этой продукции были выбраны Блэйсделлом, как всегда, крайне удачно: «Подарок, который всегда с Вами» или «Подарок, который вспоминается столько раз, сколько Вы зажигаете свою зажигалку Zippo«.
Решающий момент в деле персонализации зажигалки наступил в 1936 году, когда нефтяная компания «Кендалл Ойл» (Kendall Oil), поставляющая Блэйсделлу керосин для заправки зажигалок, заказала 500 экземпляров зажигалок со своим логотипом. С тех пор и по сей день компания успешно разрабатывает престижное направление производства зажигалок как предмета искусства. А уже в следующем, 1937, году финансовые успехи компании, явившиеся следствием талантливой рекламной компании Блэйсделла, позволили ему приступить к производству так называемой «спортивной серии». На корпусах зажигалок изображались охотник, рыбак, игрок в гольф, спортивная яхта, лыжник, бейсболист, то есть сюжеты, связанные со спортом на открытом воздухе. Этим достигалась увязка «ветрозащитности» зажигалки с живой природой наконец, в предвоенные годы Mister Zippo провел еще одну удачную рекламную акцию, позволившую ему реализовать более 300 тысяч зажигалок. В те времена в барах и кафе была распространена (правда, нелегально) одна простая игра под названием «панчборд» (punchboard). На стену вешалась доска с одной или двумя тысячами отверстий, заклеенных бумагой. Все отверстия под бумагой были пронумерованы в произвольном порядке. В верхней части доски были написаны выигрышные номера. Любой посетитель всего за 2 цента мог ткнуть карандашом в одно из отверстий и, если номер в открытом отверстии совпадал с номером вверху доски, счастливчик получил приз — зажигалку Zippo. Благодаря «панчборду» популярность новых зажигалок стала всеамериканской. А потом была Вторая Мировая война. И популярность Zippo перешагнула границы США.
Для военных Zippo с давних пор играла особую роль как практически единственный источник огня и тепла в самых суровых условиях армейской службы. Она была обязательным атрибутом долгожданных «перекуров» и выполняла ряд дополнительных функций в качестве карманного зеркальца, сигнального огня, мини горелки и т.п. Солдаты в американской армии почти полностью экипировались за счет государства, за что получили прозвище Джи-Ай (GI — Government Issue). Бензиновая зажигалка же, несмотря на свою очевидную полезность, не входила в список казенных вещей и покупалась солдатами в армейских лавках за свои собственные деньги. Это выделяло ее из прочей амуниции и порождало к ней особое отношение со стороны солдат надписи и украшения на зажигалках, стали повальным явлением. Солдаты, находясь в этой адской бойне под постоянной угрозой смерти, старались запечатлеть на незамысловатых зажигалках состояние своей души и преследующие их мысли. Поэтому экземпляры времен Вьетнама сегодня являются интереснейшим предметом для коллекционирования. На них можно встретить неумело нацарапанные простым солдатским ножом надписи, проклинающие войну и тяжелую солдатскую долю. Есть сделанные искусными южновьетнамскими граверами рисунки, названия и даты наиболее жестоких битв, карты Вьетнама, личные послания. Многие украшены эмблемами войсковых соединений и различными фигурами.
Особое место в зажигалках времен Вьетнама занимают зажигалки моряков ВМС США, участвовавших в речных сражениях в дельте Меконга. Изображенные на них боевые корабли и эмблемы флотских подразделений отличаются особым качеством и искусством гравировки. Вообще, связь Американской армии с Zippo Manufacturing Co ко времени Вьетнамской войны уже превратилась в давнее и близкое сотрудничество. Еще в 40-х годах компания начала выпускать зажигалки с эмблемами родов войск и военными сюжетами. К 60-м же годам практически каждое войсковое соединение размещало заказы на модели с изображением своих опознавательных знаков и число Zippo с военными логотипами достигло нескольких тысяч. Зачастую сами эмблемы разрабатывались дизайнерским отделом Zippo Manufacturing Co.
Особую популярность зажигалка Zippo приобрела на флоте. Каждый военный корабль считал долгом иметь собственный запас зажигалок со своим логотипом или изображением самого корабля, которые выдавались каждому члену экипажа на память по окончании срока службы. В имуществе солдат, матросов и летчиков зажигалка заняла место наряду с такими обязательными предметами как нож, ложка, ремень, каска, плащ. Более того, кроме своих практических функций, она выполняла роль надежного друга и талисмана. А Zippo, сделанные по специальному заказу с символикой полков, дивизий, батарей, кораблей, эскадрилий становились отличительным знаком этих соединений, укреплявшим дух единства и товарищества среди ветеранов и новобранцев.
Уникальность изображений на зажигалках, их непростая судьба и важная роль в суровой службе военных делает военные модели особо памятными предметами для их владельцев и желанными для коллекционеров.
На фронтах Войны бензиновая зажигалка приобретала свои новые функции. Она использовалась не только для того, чтобы прикурить сигарету, но также для разжигания костров, для подачи различных сигналов, для отогревания замерзших рук, даже для согревания супа в касках.
Известны случаи, когда Zippo спасала жизнь ее владельцам и их товарищам. Однажды группа моряков с потопленного корабля продрейфовала на маленьком плоту весь день, а когда наступила ночь, один из моряков зажег свою зажигалку как сигнал о помощи. Ее свет увидели с проходящего мимо катера, и моряки были спасены. Другой случай произошел с экипажем пикирующего бомбардировщика, когда он возвращался на базу после выполнения соевого задания. Неожиданно отказало бортовое освещение и, так как дело было уже ночью, штурман не мог правильно определить направление полета по затемненным приборам. Помог экипажу благополучно приземлиться на своей базе свет зажигалки Zippo.
Среди пехотинцев было немало случаев, когда зажигалка Zippo, положенная в нагрудный карман кителя, принимала на себя вражескую пулю и спасала жизнь хозяину. Истории, связанные с Zippo, передавались из уст в уста и, заодно с ее замечательными качествами, укрепляли ее славу на фронтах и в тылу. Ее стали называть «лучшей подругой солдата». На корпусах зажигалок стали выцарапывать имена, инициалы, девизы, их украшали эмблемами, монетами и даже моделями. Популярность новой зажигалки среди военных привела к тому, что в 1942 году компания Блэйсделла работала только на Армию. Зажигалку Zippo, практически, невозможно было купить в США в обычном магазине или баре. Среди населения в то время было распространено также высказывание: «Мы здесь, дома, можем только мечтать о том, чтобы зажечь на ветру одним большим пальцем свою зажигалку«. Но война кончилась и, вместе с возвратом к мирной жизни, к своим почитателям вернулась и Zippo.
Чем же порадовали своих почитателей Мистер Зиппо и его последователи в послевоенные годы?
Продолжая массовое производство традиционных карманных зажигалок, компания стала расширять ассортимент своей продукции. В начале 50-х было выпущено несколько серий элегантных настольных зажигалок, механическая часть которых оставалась неизменной, сохраняя свои коронные качества: надежность, ветрозащитность и легкость в обращении. К внешнему же виду добавлялись особая утонченность и изящество.
Для женщин были выпущены модели Lady Bradford и Corinthian. Для мужчин подходили больше Bancroft и Moderne. Вскоре номенклатура изделий компании Zippo Manufacturing Co cтала пополняться предметами, не относящимся к зажигалкам. Теперь в наборе агента Zippo.
С 1956 года для нанесения гравировки на корпусе зажигалки стал применяться метод химического травления металла. Это позволило усложнить рисунок, сделать его многоцветным и более детальным. Рекламные образцы стали похожими на холст художника. Некоторые из них представляли собой настоящие произведения искусства. Многие компании очень скоро поняли, что зажигалка Zippo представляет собой идеальную перманентную рекламу в кармане каждого потребителя. Для самой же Zippo MFG Company рекламная продукция не только приносила ощутимые доходы, но также способствовала закреплению в сознании потребителя образа Zippo как необъемлемая часть американской действительности. Именно поэтому особое место в рекламной политике фирмы отводилось сотрудничеству с компаниями, которые представляли такие присутствовали брелоки, перочинные ножи, мячи для гольфа, авторучки, различные пряжки и клиперы. Вместе с тем, компания активно продолжала выпуск рекламных моделей. как Coca-Cola, PANAM, самолеты Lockhead, Boeing, бритвы Gillette.
Наиболее же успешной была работа с табачными корпорациями. В конце 50-х Philip Morris использовал зажигалки вместе с неизменными ковбоями и лошадьми в своей масштабной рекламной кампании. С тех пор Zippo и Marlboro — неотделимы. Вскоре рекламные образцы уже давали более 40% всех доходов компании. И вместе с расширением их производства все большее значение приобретали красочные зажигалки, как предмет коллекционирования.
Это семейство зажигалок, начатое еще в послевоенные годы так называемой спортивной серией, со временем выделилось в особую группу изделий Zippo и в настоящее время приносит наиболее стабильный доход компании. Благодаря искусности и нескончаемой фантазии дизайнеров Zippo около 70-80% всех зажигалок покупается в качестве подарка. Причем дарят их не обязательно курящим людям.
Для многих зажигалка Zippo — это предмет искусства и коллекционирования. И каких только сюжетов не увидишь на коллекционных моделях! Чего только стоит серия NASA, посвященная космическим полетам. Или военная серия, в которой можно найти эмблему почти каждого соединения Армии США.
А в разнообразных спортивных сериях встречаются не только эмблемы и надписи, но и настоящие фотопортреты известных спортсменов. Зажигалки с инкрустацией, камуфляжные, зеркальные, медные, латунные, серебряные, позолоченные и т.д.
На родине компании в г. Бредфорде (штат Пенсильвания) есть музей Zippo, где собраны всевозможные зажигалки разных судеб. Здесь есть залы экспериментальных моделей, прототипов зажигалок, сломанных и отремонтированных моделей, шедевров дизайна и легендарных экземпляров, коллекционных моделей и современных разработок.