Летом 2016 года эти симпатичные монстры попытались захватить мир. Точнее, разум и все свободное время тех, кто обзавелся мобильной игрой, популярность которой на Западе уже граничит с помешательством. Вирус покемонства не щадит ни детей, ни взрослых: десятки тысяч игроков уже брали штурмом центральный парк Нью-Йорка, пытаясь «поймать» редкого монстра. Дальше — больше! Покемоны врассыпную разбежались по Москве, Питеру, Ростову — по всей России. Многие наши соотечественники утверждают, что сейчас Пикачу ловится в Неве! HistoryTime решил разобраться, что это за эпидемия покемонства, о которой сегодня говорят даже видные политики и представители силовых структур.
Как выяснилось, вирус этот уходит корнями в японскую мультяшную индустрию рубежа тысячелетий. Да-да, вы не ошиблись: героями новой мобильной игры стали все те же монстры из знаменитого мульсериала Pokemon. Порожденные японским воображением еще в 90-е, они пережили вторую волну популярности, по сравнению с которой первая — так, мелкая качка.
Сегодня это целая империя, которой в этом году исполнилось 20 лет: Пикачу и компания стали героями 11 фильмов, 25 видеоигр, 12 сезонов телевизионного шоу, а также коллекционной карточной игры. И не забудьте о миллионах надувных, плюшевых, пластиковых и прочих покемонах, сошедших с игрушечных конвейеров. Подумать только: «карманные монстры» — это тема для Саммитов Национального движения и Международных чемпионатов!
От жуков — к монстрам
Интересен тот факт, что толчком к разработке идеи проекта стал… простой жук. Коллекционер насекомых – японский разработчик компьютерных игр Сатоси Тадзири – наблюдал за жуком, ползущим по проводу. Японец задумался: а почему бы не придумать такую игру, где игроки могли бы растить и развивать маленьких монстров, а также меняться ими с друзьями, чтобы собрать целую коллекцию?
Это было в 1996-м году, и лишь в 2002-м игра увидела свет. Целых шесть лет Тадзири разрабатывал новинку, мечтая выпустить что-то поистине грандиозное. Детище назвали Capsule Monsters. Игроки могли управлять 25-ю существами, имеющими разные сверхъестественные способности, а также подготавливать их к битвам с монстрами противников. Игра заканчивалась после победы одной из команд над другой.
Эра Nintendo
Игрой заинтересовалась знаменитая японская компания Nintendo, специализирующаяся на создании видеоигр и игровых консолей. Nintendo решили зарегистрировать название Capsule Monsters как торговую марку, но эта идея так и не реализовалась. Оказалось, что такая марка уже есть на рынке. Поэтому игру сначала переименовали в Capumon, затем в Kapumon, а потом она приобрела более привычное нам название — Pocket Monsters или Pokemon.
Покемоны – это фантастические монстры, обладающие неповторимыми способностями. Все они объединены способностью эволюционировать, а хозяин может носить их с собой в специальном шаре.
На сколько-нибудь ощутимый успех Pokemon никто особо не расcчитывал — игровая консоль, для которой была разработана игра, уже потеряла былую популярность. Все стало настолько плохо, что несколько месяцев Тадзири просто не находил денег, чтобы платить своим работникам. Помощь пришла, откуда не ждали: проект Pokemon поддержал известнейший японский игровой дизайнер Сигеру Миямото (тот самый, что создал Mario). Тандем Тадзири и Миямото выпустил сразу две игры про карманных монстров — Pocket Monsters Red и Pocket Monsters Green. В первых двух играх был 151 вид покемонов.
Игра буквально взорвала рынок сразу же после выхода. На экраны вышло аниме, созданное по мотивам игр. Вскоре выпустили и третью игру, названную Pokemon Yellow. По сути, это была смесь Pokemon Red и Pokemon Blue, но более близкая к аниме. Воодушевившись успехом франшизы, Nintendo друг за другом выпустила две игры для своей «родной» приставки – Pokemon Stadium и Pokemon Stadium-2.
Pokemon: 20 лет спустя
«Геймплей очень хорош, игровая механика затягивает, и ролевые игры из этой серии на портативные консоли заслуживают того, чтобы быть в коллекции любого геймера». — IGN, портал о новостях в мире компьютерных игр
За 20 лет результат «жучиных» наблюдений Тадзири вырос в целую «покемонную» империю. Так, всего вышло шесть поколений любимой многими игры, для Nintendo 3DS были выпущены новые части Pokemon X и Pokemon Y. А к концу 2016-го планируется запуск еще двух новых игр для все тех же консолей 3DS – Pokemon Sun и Pokemon Moon. Кстати, приятным отличием последних станет новая функция «Покемон-банк», которая позволит игроку перенести персонажей из одной части игры в другую.
Блиц-факты:
Популярность: Pokemon – вторая по популярности серия компьютерных игр, уступившая пальму первенства лишь легендарной Mario;
Продажи: Pokemon – одна из самых продаваемых франшиз в мире. К настоящему моменту Nintendo продали 275 млн. экземпляров игры;
Признание: Игры Pokemon вошли в Книгу рекордов Гиннеса как «Самая успешная серия RPG всех времен»;
Прибыль: Только от сопутствующих товаров с картинками персонажей игры разработчики выручили примерно 41 млрд. долларов.
Еще пару лет назад казалось, что популярность покемонов медленно, но верно сходит на нет. Однако так мог подумать лишь человек, чрезвычайно далекий от мира компьютерных игр. 28 февраля 2016 года жители американского Манхэттена могли наблюдать удивительный флешмоб: на улицы города высыпали клоны самого популярного героя франшизы — Пикачу. Так масштабно разработчики отпраздновали 20-летний юбилей бренда.
А днем ранее, 27 февраля, The Pokemon Company запустила 24-часовую трансляцию на своем канале в Twitch. Целые сутки зрители со всех стран могли смотреть шоу и фильмы про покемонов, а также обсудить их влияние на культуру.
Кстати, вы знали, что существует официальный международный чемпионат по видео- и карточной игре? Он называется Pokemon World Championship. Наша страна тоже принимает участие в этом соревновании, но пока еще ни разу не продвигалась дальше международного отбора.
Pokemon, go!
6 июля 2016-го года Nintendo выпустили игру дополненной реальности, которая просто перевернула мир. Pokemon Go свел жителей планеты с ума: люди бросали машины прямо на дороге, чтобы поймать очередного покемона! Естественно, от такой бешеной популярности акции компании на токийской бирже сделали резкий скачок — сразу на 60% за пять дней. Через неделю были обнародованы данные, согласно которым игра начала приносить корпорации почти 2 млн долларов в день.
Pokemon Go — это игра, в которой геймер может «поймать» покемона в реальности. Пользователь должен найти монстра на карте и приблизиться к нему. Включив камеру смартфона, он сможет увидеть покемона и лишь тогда поймать, бросив в него покеболл. Далее можно развивать свою «находку», запускать в бой с другими покемонами.
Критики выдвинули огромное количество версий того, для чего же создали Pokemon Go. Самая популярная версия (она же, как нам кажется, самая правдивая) — разработчики, наконец, захотели популяризировать здоровый образ жизни. Например, мощный скачок физической активности зарегистрировали производители ЗОЖ-ных приложений. Вначале это их даже озадачило. Все становится понятным, стоит лишь взглянуть на карту: покемоны населили улицы и парки страны.
Но также кто-то считает Pokemon Go происками ЦРУ. Многие утверждают, что покемоны наиболее «активны» в стратегических участках, что может угрожать национальной безопасности. Например, яркий скандал случился в Польше. Смотрители музея, расположенного на территории бывших концентрационных лагерей, забили тревогу, заметив совершенно аморальное поведение не только посетителей, но и полицейских. Казалось, люди находились в состоянии глубокого зомбирования: покемонов искали даже в печах крематория, в которых заживо были сожжены десятки тысяч узников в период Второй мировой войны!
Примечательно, что в России уже стараются использовать помешательство пользователей на этой игре. Некоторые магазины за найденных Пикачу дают бонусы — так повышается посещаемость. Даже Сбербанк взялся страховать одержимых игроков от несчастных случаев. А случаев этих, между прочим, становится все больше: люди не видят машин, не видят мчащегося поезда. Чиновники уже предлагают игру запретить. Но как? Если в России в нее стали играть раньше, чем ее стали продавать. Предлагают поставить знаки «здесь не играть в покемонов» и штрафовать. Но и это становится лишь большой промо-акцией самой игре, которая ежедневно и бесплатно набирает новых участников. Гигантская акция без копейки вложения. Многие считают, что эта волна сумасшествия также быстро пройдет, как она и началась.
Пока так и остается неясным, какой тайный смысл производители вложили в культовую игру Pokemon Go. А, быть может, и нет там никакого злого умысла, может, это просто демонстрация технического скачка в видеоиграх? Так или иначе, рассудит время. А вы как думаете?
Любителей игр также заинтересует: История Барби, Мир из кубиков LEGO