Незаурядная история жизни, бесспорно, вызывает интерес. Ведь даже к посредственным персонажам мы временами проявляем усиленное внимание, за примерами далеко ходить на надо – добрая часть современной отечественной массовой культуры тому доказательство.
Когда человек талантлив, молод, амбициозен, умеет ярко выразить свой творческий потенциал, к комплекту рок-звезды 60-х ему не хватает спесивого нрава, пары вредных привычек и, возможно, легкого поведенческого расстройства. Кто-то говорит – гениальность граничит с безумием, не могу ни возразить, ни согласиться, однако, отрицать тот факт, что безумие (чужое) порождает интерес бессмысленно.
Идея сопоставления понятий «безумец» и «гений» известна со времен Древней Греции, тогда люди считали, что творческий талант являет собой дар богов. Похожие взгляды господствовали в обществе чуть ли не до начала 19 века, только на смену «божественному провидению» пришли происки сатаны. Не даром самого известного скрипача 18-19 веков, Никколо Паганини, в кулуарах как завистники, так и почитатели называли скрипачом дьявола.
Почему для одних диагноз из области психиатрии – крест на всей дальнейшей жизни, а для других подспорье в проявлении своего противоречивого внутреннего мира остается загадкой. Дело в таланте? Стабилизирует ли его наличие болезнь, направляя ее в креативное русло? Подбирая тематику для статьи, мне показалось интересным провести собственную корреляцию между талантом и болезнью, на примере известных людей, особо отличившихся на творческом поприще. Перелопатив в интернете множество информации – от развлекательных сайтов до электронных библиотек, я была удивлена, как модно стало разбрасываться диагнозами, к примеру, такими, как шизофрения. По мнению многих неизвестных авторов, к шизофреникам можно отнести любого писателя/художника/мыслителя, который обладал (обладает) яркой индивидуальностью и странностями в поведении (то что Гоголь, по мнению одного из
увеселительных сайтов, якобы страдал шизофренией поразило меня до глубины души, хорошо что хоть Паустовского не тронули).
Я постараюсь отталкиваться от фактов, которые представлены исключительно научными работами и биографиями (как бы скучно это ни звучало).
Во имя заботы о времени читателя сузим круг до страдавших (страдающих) от двух, на мой взгляд, самых противоречивых, обсуждаемых и, не побоюсь этого слова, нарицательных болезней – шизофрении и диссоциативного расстройства личности (раздвоения личности).
Начнем с последней.
В искусстве изобразительном (кино, литература, живопись) тема раздвоения личности имеет большую популярность. Из последних фильмов, к примеру, хочется упомянуть – «Черный лебедь», «Остров проклятых», где главный герой остается наедине со своей болезнью, которая в конечном счете поглощает его, заменяя действительность сюрреалистичными картинами, продиктованными его воображением.
Одним из самых известных реальных случаев заболевания расстройством множественной личности является случай типичного американца– Билли Миллигана. Его историю довольно достоверно и подробно изложил в своей книге Дэниел Киз (также автор книги «Цветы для Элджернона).
Билли рос обычным ребенком, до тех пор, пока не получил сильную психологическую травму (по словам самого Миллигана, в возрасте 8-ми лет он был изнасилован своим отчимом). С тех пор в голове маленького мальчика начали проявляться первые метаморфозы.
К 22-м годам Миллиган обладал 24 полноценными личностями; 10 из них были основными: Билл Миллиган (главная личность), Артур, Рейджен Вадасковинич, Аллен, Томми, Дэвид, Кристин, Кристофер, Адалана, Дэнни. Личности делились на «желательных» и «нежелательных», в зависимости от характера и силы воздействия на больного.
Общественное внимание Миллиган привлек, когда в 1977 году в суде рассматривалось его дело о совершении грабежей и изнасилований.
В подробности вдаваться не буду, итог всех судебных перипетий – Билли был признан невменяемым, а вину за совершение упомянутых деяний возложили на особо криминально настроенные личности, обитавшие у него в голове.
После принудительного лечения он был освобожден, ранее поставленный диагноз не помешал ему начать свое дело и даже обзавестись маленькой киностудией. В свободное время он любил много читать и писать картины.
Все было весьма неплохо у Билли, до тех пор, пока он не умер в 2014 году. По некоторым данным смерть он встретил в доме для престарелых.
До сих пор на вопрос о том является ли череп Миллигана обителем для 24-х человек или же Билли — один из самых выдающихся мистификаторов 20 века нет однозначного ответа. Дэниел Киз в своей книге «Множественные умы Билли Миллигана», на моя взгляд, также не нашел для себя ответ.
Но спорить о наличии некого таланта у «шизофреника/мистификатора», думаю, бессмысленно.
«Распад» и «раскол» личности на несколько единиц является симптомом не только упомянутого выше заболевания.
Шизофрения может тоже давать подобные реакции на мозг больного.
Начнем с общего описания и истории самого заболевания. Приведу выдержку из Википедии:
«Шизофрени́я (от σχίζω — раскалываю и φρήν — ум, рассудок), ранее лат. Dementia praecox («слабоумие преждевременное») — полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций.. Шизофренические расстройства в целом отличаются характерными фундаментальными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом….»
Другими словами – шизофрения является причиной распада привычной личности человека. Больной не может сконцентрироваться на элементарных вещах, повседневность становится ему неинтересной, постепенно происходит разрыв контакта с окружающими людьми, в то же время все больше и больше теряется ощущение реальности происходящего. Похоже на симптомы депрессии. Но нет. Когда начинают появляться зрительные, слуховые галлюцинации, параноидный бред, мании (тут я не имею ввиду «игро», «нарко» или «клепто»), перестает нормально функционировать речевой аппарат, становится ясно, что одними антидепрессантами делу не поможешь. В наше время возможно попытаться «домыслить» картину болезни, не выходя из дома (чего делать не рекомендую). В рамках существующего классификатора болезней (МКБ) дана классификация психических расстройств, любой желающий может посмотреть в интернете список симптомов при появлении которых стоит а) насторожиться б) обратиться к врачу в) закрыть ноутбук и почитать хорошую книгу.
А что с этим недугом делали раньше, в те далекие времена, когда 20-летние доктора не лечили себя в интернете? Кто-то умирал в нищете, кто-то творил в нищете. Примером тому является величайший художник, представитель постимпрессионизма, Винсент Ван Гог.
О Ван Гоге написано много, в том числе самим художником. Талантливый человек должен быть талантлив во всем. Так его «Письма к Тео» лучшим образом дают возможность прочувствовать весь тревожный и многогранный мир автора.
Говорить о нем можно много, как и о его заболевании. Поэтому остановлюсь на наиболее значимых моментах его «шизофренической» биографии.
Будучи сыном пастора протестантской церкви, путь Ван Гога с ранних лет был предопределен его родителями. Но не сложилось его становление в проповеднической и миссионерской деятельности. Кругом, как ему казалось, была глобальная несправедливостью Какое же удивление постигло родителей, когда их сын заявил о своем желании быть вольным творцом, несвязанным с обществом никакими обязательствами.
Ван Гог уходит из дома, единственный, с кем он поддерживает связь – брат Теодор. Поступив в академию изобразительных искусств, вскоре его отчисляют. Существуя за чертой бедности, он находит средства на покупку красок и прочих рабочих материалов. Бывали дни, когда Ван Гог за 3 дня съедал картофелину, ломоть хлеба и выпивал стакан молока.
Болезнь вскоре начала прогрессировать. Любовь к абсенту, проституткам и бродяжничеству только усугубляли его положение. К 33-м годам Ван Гог лишился почти всех зубов, люди сторонились его, он сторонился людей и даже связь с его возлюбленной (проституткой) не приносила ему успокоения. Он был агрессивным аутсайдером с нередкими беспричинными вспышками гнева. В то же время его художественная продуктивность только набирала обороты.
В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от них. Ван Гогу было предложено отправиться в поселение для душевнобольных. недалеко от города, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей.
Умер Ван Гог в относительной безвестности, на похоронах присутствовал брат Тео и немногочисленные друзья.
Что мы знаем о нем, как о личности? Вечно угрюмый, хамоватый, неприятный тип, которого жизнь потрепала неплохо. Как в этом царстве болезни, бедности и непонимания ему удавалось писать такие легкие, потрясающие сознание картины? Талант? Болезнь?
Даниил Хармс.
Личность известная не так широко, как «шизофреник» Гоголь, но для меня куда более любимая. Детский писатель, автора известных анекдотов про Пушкина, бытовой поэт-сюрреалист….
На замечание: «Вы написали с ошибкой», — ответствуй:
Так всегда выглядит в моем написании».
Из дневниковых записей Д. Хармса
Приведу отрывок из монографии П. Бологова «Даниил Хармс. Опыт патографического анализа».
«Скандальная репутация Хармса поддерживалась не только его необычной творческой манерой, но и экстравагантными выходками и манерами, а также вычурным внешним видом. Стремясь отличаться от основной массы граждан, влившихся в борьбу за индустриализацию страны, Хармс появлялся в общественных местах «в длинном клетчатом сюртуке и круглой шапочке, поражал изысканной вежливостью, которую ещё больше подчеркивала изображенная на его левой щеке собачка. Одной из выдумок Хармса было «изобретение» себе брата, который якобы был приват-доцентом Петербургского университета, брюзги и сноба. Манерам этого «брата» он и подражал. Так, отправляясь в кафе, брал с собой серебряные чашки, вытаскивал их из чемоданчика и пил только из своей посуды. Когда шел в театр, то наклеивал фальшивые усы, заявляя, что мужчине «неприлично ходить в театр без усов». Читая с эстрады, надевал на голову шелковый колпак для чайника, носил при себе монокль-шар в виде вытаращенного глаза, любил ходить по перилам и карнизам. При этом, люди, знавшие Хармс достаточно близко, отмечали, что его чудачества и странности как-то удивительно гармонично дополняли его своеобразное творчество. Однако в целом облик и поведение Хармса вызывали недоверие и неприятие окружающих, воспринимались как насмешка или даже издевка над общественным мнением, иногда возникали прямые столкновения с представителями власти: его принимали за шпиона, знакомым приходилось удостоверять его личность. Эпатажное поведение, часто составляющее часть имиджа творческой натуры, в данном случае абсолютно дисгармонировало с социальной средой и общественными установками.»
В последние годы мировоззрение Хармса становится все более неоднозначным и мрачным. В угоду общему настроению меняется и стилистика его произведений.
«Машкин убил Кошкина
Товарищ Кошкин танцевал вокруг товарища Машкина.
Тов. Машкин следил глазами за тов. Кошкиным.
Тов. Кошкин оскорбительно махал руками и противно выворачивал ноги.
Тов. Машкин нахмурился.
Тов. Кошкин пошевелил животом и притопнул правой ногой.
Тов. Машкин вскрикнул и кинулся на тов. Кошкина.
Тов. Кошкин попробывал убежать, но спотыкнулся и был настигнут тов. Машкиным.
Тов. Машкин ударил кулаком по голове тов. Кошкина.
Тов. Кошкин вскрикнул и упал на четверинки.
Тов. Машкин двинул тов. Кошкина ногой под живот и еще раз ударил его кулаком по затылку. Тов. Кошкин растянулся на полу и умер.
Машкин убил Кошкина».
Несмотря на более чем экстравагантный стиль письма, достаточно хорошо сочетающийся только с образом автора, Хармс остается наиболее известным в качестве детского писателя.
Ни одному из подражателей не удалось приблизиться к манере письма Хармса, что объясняется невозможностью искусственного воссоздания внутреннего мира человека, страдающего шизофренией, к тому же обладающего самобытным талантом.
Проблема гениальности и безумия, пожалуй, остается наиболее интригующей и малоизученной в рамках научного «психиатрического» подхода. Множественные биографии талантливейших персонажей из высокохудожественных областей деятельности говорят красноречиво и прямо о безусловном наличии у их обладателей личностных расстройств, в равной степени сочетающихся с тяжелыми психическими заболеваниями.
Где заканчивается самобытность и начинается безумие определить не всегда легко. Зато легко понять, что трогает, а что оставляет равнодушным.