При первом взгляде на эту картину возникают мысли, что это может быть работа пациента психиатрической клиники или маньяка. Удивительным открытием становится тот факт, что автором столь мрачного произведения является самый обычный доброжелательный мужчина без каких-либо скелетов в шкафу. Редакция HistoryTime и рада была бы привести название полотна, но автор никогда не давал имен своим работам. Он считал, что таким образом оставляет больший простор фантазии при восприятии картин. Жуткие произведения художника прекрасно подошли бы к известной игре с сюрреалистичными картинками — «Имаджинариуму».
По мнению Здислава Бексински, в его картинах каждый находит что-то свое, видит свои личные страхи и переживания. Глядя на мрачные работы автора, сложно представить, что он был вполне себе жизнерадостной личностью. Друзья характеризовали Бексински как исключительно улыбчивого и добродушного человека. Откуда же появилось это пристрастие во всей метафорической красе демонстрировать темные стороны жизни? Быть может, разгадка кроется в биографии художника?
Здислав Бексински был самым обычным человеком. После окончания архитектурного университета в 1955 году он вернулся в свой родной городок на юге Польши – Санок. В течение нескольких лет будущий художник был вынужден работать бригадиром на стройке. Бексински ненавидел свою работу всем сердцем и любую свободную минуту посвящал своему хобби и совершенствованию в нем. Мужчина увлекался художественной фотографией, фотомонтажом, скульптурой, живописью. Уже тогда в его работах во всю сквозили мрачные ноты. Здислав предпочитал фотографировать сморщенные, сухие, порой и вовсе забинтованные лица; кукол с разбитыми или поцарапанными тельцами – в общем, все то, от чего у обычного рядового наблюдателя по спине предательски забегают мурашки. Для коммунистической страны это был довольно новаторский и смелый подход.
Позднее Бексински сильнее углубится в совершенствование своих художественных навыков. Вскоре художник имел большой успех, и на престижной Варшавской выставке в 64 году все картины автора были распроданы. Видимо, к 80-м годам некоторые из картин художника вместе с хозяевами эмигрировали в другие страны, так как именно в это время произведения получили мировое признание. Полотнами Здислава Бексински восхищались США, Япония, большинство стран Западной Европы.
Отдельные фрагменты биографии характеризуют автора как несколько эксцентричного и самокритичного человека. Возможно, художник не давала покоя «горячая» слава Гоголя. До переезда в Варшаву в 77 году, Бексински собрал некоторые свои работы в кучу и сжег у себя на заднем дворе. Позже он объяснит, что одни уничтоженные картины были слишком личными, а другие, по его мнению, не заслужили права быть показанными. Нет-нет, никакой расчлененки, просто художник счел их неудовлетворительными.
Автор, по его собственным словам, выполнял картины в двух манерах: готической и барокко. На последнем этапе творчества художник в основном предпочитал первый вариант.
На самом деле, не все так радужно складывалось в судьбе автора столь мрачных картин. Может быть, в глубине души Здислав Бексински чувствовал приближающуюся грозу, и поэтому его полотна день ото дня становились мрачнее. Сначала художник потерял любимую жену Софию, а спустя год, в 1999 прямо накануне сочельника покончил с собой его единственный сын, Томаш. Молодой человек был популярным журналистом и радиоведущим, причины такого его поступка остаются неясными до сих пор. Здислав так и не смог смириться с преждевременной кончиной сына.
Смерть самого художника, как бы иронично это ни звучало, вполне под стать его произведениям. Складывается такое ощущение, что мироздание, будто в отместку за такое темное видение себя, дало случиться роковой встрече пожилого Здислава Бексински и местной шпаны. Пожилой мужчина отказался дать в долг молодым людям, и несколькими днями позже тело художника с 17 ножевыми ранениями было обнаружено в его же квартире.
Наверное, вы ожидали прочитать о какой-нибудь ужасной истории, связанной с одним из полотен
автора. В таком случае, мы вынуждены вас разочаровать: пока что мрачные работы Бексинского не имеют под собой потусторонней подоплеки: в картинах не было обнаружено призраков, никто из впечатлительных особ не догадался повесить его произведения в детской спальне, напротив кровати, владельцев картин не преследуют пожары. Но кто знает, может быть, и на долю картин Здислава Бексинского в будущем уготована своя порция городских легенд?