Президент Филиппин Родриго Дутерте на этой неделе снова отличился скандальным высказыванием: он послал к черту Евросоюз после резолюции парламента ЕС, в которой критикуются его методы борьбы с наркоторговлей в стране. «Я прочитал, что Европейский союз осуждает мои действия. Скажу им в ответ — да пошли вы!», — заявил Дутерте во время встречи с местными чиновниками. При этом глава государства поднял вверх средний палец, пишет Лента.ру. По словам Дутерте, таким образом европейские страны «пытаются загладить свою вину за грехи», совершенные на Ближнем Восток.
Дутерте: каратель и скандалист
Родриго Дутерте стал президентом Филиппин всего несколько месяцев назад — в мае 2016 года. Одним из его предвыборных обещаний было ведение жестокой борьбы с наркопреступностью. Он, в частности, говорил, что будет убивать торговцев запрещенными веществами и скидывать их тела в бухту Манилы. После избрания Дутерте пообещал гражданам медаль за убийство наркодилера, а также объявил о намерении вернуть смертную казнь.
Глава Филиппин известен также тем, что не стесняется в выражениях в адрес мировых политиков. Так, 9 сентября он обозвал дураком генсека ООН Пан Ги Муна. А за несколько дней до этого назвал президента США Барака Обаму сыном шлюхи. В начале августа Дутерте также оскорбил американского посла Филипа Голдберга, которого он заподозрил во вмешательстве во внутренние дела страны. В частности, президент заявил, что Голдберг является сукиным сыном и гомосексуалистом.
Дутерте приобрел управленческий опыт в городе Давао. Именно здесь сложился его имидж непримиримого борца с организованной преступностью, наркоторговлей и другими язвами филиппинского общества. В период его руководства городской администрацией в Давао при разных обстоятельствах было убито более тысячи человек, связанных, по мнению местной полиции, с криминалом. В итоге пресса окрестила градоначальника Карателем, а правозащитники присвоили ему звание мэра батальона смерти. Размах борьбы с преступностью в отдельно взятом населенном пункте достиг таких масштабов, что о городском главе заговорили даже с трибуны ООН. В апреле 2009 года в докладе правозащитников, представленном на сессии Генеральной Ассамблеи, указывалось: «Мэр Давао ничего не сделал для того, чтобы предотвратить эти убийства, а его публичные комментарии заставляют считать, что он их одобряет».
В начале 2000-х мэр вступил в борьбу с местной наркомафией: попытался лишить торговцев клиентуры, предложив каждому наркоману ежемесячное пособие в 2000 песо (около 40 долларов), если тот придет к мэру и клятвенно пообещает завязать. Для лечения и реабилитации наркоманов в городе построили клинику, потратив на это из бюджета 12 млн песо. То ли пособие оказалось недостаточным, то ли наркоманы тратили полученные деньги не по назначению. И на смену прянику очень скоро пришел кнут. Уже в 2005 году Дутерте заявил: «Быстрые казни преступников остаются самым эффективным способом борьбы с похищениями и наркоторговлей».
Новый президент Филиппин отличается весьма своеобразным чувством юмора. Во время избирательной кампании Родриго Дутерте неожиданно высказался по поводу резонансного преступления, совершенного еще в 1989 году. Тогда в тюрьме Давао вспыхнул бунт. Работавшая там волонтером австралийка Жаклин Хэммил была изнасилована и убита заключенными. «Я видел ее лицо… она была так прекрасна. Я подумал, что мэр должен был бы быть первым [в очереди насильников]»,— заметил Дутерте. После шквала критики в его адрес и даже личных оскорблений от политических конкурентов, в предвыборном штабе назвали его слова шуткой.
Досталось от Дутерте и местному духовенству. «У некоторых на Филиппинах не хватает денег на еду или лекарства, пока вы, ***, пользуетесь деньгами людей. Вам не стыдно за себя, сукины вы дети?», — обратился он как-то к сановникам. Кандидат в президенты Филиппин предупредил поддерживающих его католиков, что они могут попасть в ад, если проголосуют за него, поскольку местные епископы критиковали Дутерте за его жесткую позицию в вопросе смертной казни. Что же касается его отношения к церкви как к институту, кандидат в президенты был предельно откровенен. «Знаете, католическая церковь ― самое лицемерное учреждение. Вплоть до 29 июня я буду отчитывать католическую церковь за ее грехи вне зависимости от того, имеете вы к этому отношение или нет», ― сообщил он журналистам.
Кстати, к представителям прессы у главы государства тоже весьма специфическое отношение. По данным Комитета по защите журналистов, с 1992 года в стране были убиты 77 сотрудников СМИ. Пик расправ пришелся на 2009 год — тогда погибли 33 репортера.