В СМИ не утихает скандал по поводу закрытия в Москве фотовыставки «Джок Стерджес. Без смущения», где моделями выступили в основном обнаженные несовершеннолетние девочки из семей нудистов. Американский фотограф уже заявил, что очень огорчен в связи с закрытием его экспозиции, которая проходила в Центре фотографии имени братьев Люмьер. «Я очень опечален, потому что Москва выглядит как город XXI века. Это мои соседи, мои друзья, которых я фотографировал в течение 40 лет. Эти фотографии были опубликованы по всему миру. И галереи и музеи по всему миру не увидели в них порнографии», — заявил Стерджес, слова которого приводит РЕН ТВ.
Напомним, выставку «Джок Стерджес. Без смущения» в Центре братьев Люмьер организаторы закрыли 25 сентября. Внимание широкой общественности выставка привлекла после того, как сенатор Елена Мизулина через СМИ понребовала закрыть проект, обвинив организаторов в «публичной демонстрации детской порнографии». Раскритиковала фотовыставку и детский омбудсмен Анна Кузнецова. Отметим также, что для посетителей выставки было установлено возрастное ограничение 18+.
В воскресенье активисты организации «Офицеры России» заблокировали вход в Центр фотографии имени братьев Люмьер. Глава комиссии по безопасности Общественной палаты Антон Цветков, посетив выставку, заявил, что выставка оскорбительна для жертв педофилии. Владелец галереи Эдуард Литвинский, комментируя закрытие выставки, сообщил, что организаторы «прислушались к общественному мнению». Накануне на выставке произошел еще один инцидент. Неизвестный облил мочой несколько фотографий Стерджеса и стены галереи. Мужчина пояснил, что возмущен экспозицией, которая, по его мнению, является «оскорбляющей семейные ценности и провоцирующей педофилию». На него составили административный протокол о мелком хулиганстве.
Вопрос о ханжестве или беззаконии
Между пользователями социальных сетей тем временем разгорается нешуточная дискуссия о том, можно ли считать снимки Стерджеса порнографией и является ли закрытие выставки законным. На наш взгляд, наиболее трезвым выглядит мнение пользователя Facebook Константина фон Эгерта:
Я могу себе представить общество, в котором фото Джока Стерджеса вызывают возмущение. Я с его творчеством познакомился на выставке в Мюнхене много лет назад. Думаю, он сознательно ходит по грани детского порно (тем более привлекательного, что он профи). Гений и злодейство — вещи совместные ещё как. Уверен, несмотря на все разговоры про искусство, Стёрджесс прекрасно знает, сколько тысяч педофилов мастурбируют на его фото, и знает, что своих моделей он развращает, превращая их в арт-объекты (про м…ков-родителей этих детей из так называемых «натуристских» сообществ Калифорнии — разговор особый). Меня никогда не убеждала трескучая хрень про то, что любой наделавший кучу кретин считается художником, а также достоин денег и всеобщего поклонения, если он утверждает, что именно так видит свою бессмертную душу (Эйфелеву башню, жизнь слонов и т.д.). Лет 15 назад тогдашний мэр Нью-Йорка Руди Джулиани отказал муниципальной галерее в финансировании выставки, на которой было выставлено изображение Пресвятой Девы из дерьма. Имел право. Но выставку не закрыл. Потому как Первая поправка. За разговорами про омбудсвумен Кузнецову и «православный талибан» теряется главная суть этого события — галерея закрыла выставку не по решению независимого суда, который в какой-нибудь Австрии мог бы такое решение принять (а в Америке не принял бы), а по инициативе частного лица, приведшего к галерее группу хунвейбинов. Не в художествах дело (хотя Первая поправка — дело отличное), а в беззаконии.
Отметим также, что преимущественно в объектив Стерджеса попадают девочки в период полового созревания. Этот факт уже не раз привлекал внимание правоохранительных органов. Так, 25 апреля 1990 года в студию Джокав Сан-Франциско ворвались полиция вместе с агентами ФБР. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, негативы, готовые снимки и т.д. Разбирательство длилось более года. Художественное сообщество США и Европы выступило в защиту фотографа, в том числе благодаря этой поддержке Совет по соблюдению законности принял решение о неправомерности действий полиции и ФБР, суд Сан-Франциско не выдвинул Джоку Стёрджесу никаких обвинений. Популярность Джока Стёрджеса после этого кратно возросла. С тех пор он издал более 10 персональных альбомов, организовал немало персональных и принял участие в не меньшем количестве групповых выставок, его работы начали охотно покупать.
Заметим, что и ситуация с запретом выставки в России наверняка добавит Стерджесу популярности: тысячи россиян до сих пор не знали ни о нем, ни о его фотоработах. Зато теперь это один из самых популярных запросов в поисковиках. На обнаженную детскую натуру смотрят миллионы. Неужели этого хотели российские поборники морали? Наверняка, нет. Выходит, что для подобных случаев должны быть иные рычаги воздействия — ни в коем случае не запретительные.