Ещё на первом курсе института меня заинтересовала проблема этнического происхождения варягов. Народ или воинская каста – вопрос принципиальный, особенно в свете долгой полемики сторонников и противников норманнской теории, которая – полемика, в смысле, — продолжается по сию пору в околонаучных кругах. В свете же происходящих в мире событий тема происхождения государственности на территории проживания восточных славян является весьма актуальной: в то время как одни восточные славяне изо всех сил стараются сохранить самобытность, другие предпочитают евроинтеграцию.
Призвание варягов из-за моря, а точнее, упоминание в Повести временных лет сего события с течением веков породило теорию возникновения государства на Руси, согласно которой варяги во главе с полулегендарным Рюриком и его ещё более легендарными братьями, были приглашены на княжение в Новгородскую землю. Нет смысла подробно расписывать содержание норманнской теории, для нас важно то, что она породила устойчивый миф: до прихода варягов, то есть, викингов, на Руси был бардак при полном отсутствии власти, а вот пришли просвещённые (в IX-то веке???) иностранцы и сразу покончили с анархией и беспределом на новгородских просторах. Потому и Пётр приглашал к себе иностранцев, что они гораздо умнее, опытнее и дисциплинированнее наших.
Безотносительно достоверности исторических источников, норманнская теория не выдерживает критики по многим параметрам. Во-первых, в те времена в Новгороде существовало разделение власти на вечевую, посадскую и княжескую. Последняя представляла собой нечто среднее между полицейской и военной властью. То есть, на момент призвания варягов из-за моря в восточно-славянских землях уже была сформирована основа государства – законодательные и судебные органы управления, и князь с дружиной вписывался в эту модель в качестве власти исполнительной, причём с ограничениями в правах.
В то же время термин «варяги», как неоднократно доказывалось отечественными историками, начиная с Михайлы Васильевича Ломоносова, не является этнонимом, а обозначает воинскую касту, в которой состояли представители всех народов, так или иначе имевших касательство к пути «из варяг в греки». Следовательно, варяжская дружина была интернациональной, в её составе служили в том числе и выходцы из славянских племён. Отсутствие внятных контраргументов против этих и других тезисов позволяет вполне обоснованно утверждать, что варяжское происхождение власти на Руси – не более, чем очередной миф.