Мечта о собственном театре, где он мог бы с полной силой и свободой воплотить в жизнь все свои гениальные задумки, не отпускала Станиславского. К ее осуществлению он подходил постепенно, но упорно, пробуя себя не только в роли создателя спектаклей, но и в образе их непосредственного участника. Причем, очень успешно. Свои актерские способности Станиславский демонстрировал и улучшал на сцене МОИиЛ (того самого созданного им в содружестве с Федотовым Московского Общества Искусства и Литературы). Первый спектакль был поставлен в 1888 году, и с этого момента Константин стал полностью отдавать всего себя актерскому мастерству, заслужив любовь публики и репутацию по-настоящему талантливого актера. Через несколько лет сцена Общества подарит ему долгожданный шанс попробовать себя в роли режиссера. Первый спектакль, поставленный самим Станиславским — «Горящие письма» по П. Гнедичу. Вскоре Константина все больше и больше увлекает режиссерская сторона театрального дела, и он с удовольствием берет постановочную часть в свои руки, не забывая, впрочем, о своих ролях. Когда Станиславского спрашивали о самых удачных и запомнившихся ему его работ на сцене МОИиЛ, то он называл постановку «Села Степанчикова» по Ф. М. Достоевскому, а из всех ролей он выделял роль Фомы в «Рае для артиста».
Конец 19 века. Состояние драматического театра оставляет желать лучшего. Старые традиции потеряли актуальность, театральное искусство в России впало в состояние застоя. Необходимо было вдохнуть новую жизнь, новые идеи и исправить ситуацию. Начало основанию Московского Художественного Театра заложила встреча Станиславского и Немировича-Данченко, которая была организована с целью решить, как оздоровить и обновить театр. Немирович-Данченко оставил Станиславскому карточку, на которой были наспех написаны слова: «Я буду в час в Славянском базаре — не увидимся ли?». Константин сохранил эту карточку и на конверте подписал: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра». Беседа длилась около 18 часов. Договорились. И вот, в 1898 году начала свою работу труппа Художественного театра.
Станиславский не оставался актером до конца своих дней. На прекращение игровой деятельности Станиславского повлиял случай с ролью Ростанева из «Села Степанчикова». Константин долго, и, как говорили, весьма хорошо репетировал воплощение Ростанева, но вдруг переменился и отказался играть, так как, по его ощущениям, не смог он воплотить роль так, как считал нужным. В будущем он пойдет навстречу и последний раз выйдет на сцену в качестве актера, сыграв воеводу Шуйского в спектакле «Царь Федор Иоанович».
1928 год – сердечный приступ. Врачи категорически запретили выходить Станиславскому на сцену. Теперь все свою деятельность он сосредотачивает на педагогике, обучает молодых актеров достоверной игре по своей «системе», учит их не играть, а жить в предназначенной им роли.
Последние годы жизни Станиславский редко покидает свою квартиру, зато там часто проводятся репетиции, которые часто превращаются и в настоящее обучение по «системе».
Кстати, легендарная фраза «Не верю !» была его любимым режиссерским приемом и сообщала получателю, что тот перегибает с лицедейством и недобирает жизнеподобия в своих игровых потугах.
Константин Сергеевич Станиславский умирает на 76 году жизни.
Наверное, это счастье – прожить столько лет, посвятив всю жизнь любимому занятию.