Ах, какой горечью отдается в сердцах любительниц парфюмерии и косметики слово «дефицит»! Это сейчас каждый месяц появляется что-то новое и «то же самое, только с перламутровыми пуговицами». В арсенале советской женщины было всего два-три флакона, да и те старательно подворовывались мужьями.
Сложно сейчас представить, как существовали женщины в условиях дефицита. Но, видимо, в этом случае сработал принцип «лучше меньше да лучше», ведь ароматы советского времени и сейчас пользуются большой популярностью у любителей парфюмерии. А значит, являются действительно качественными.
Прекрасная «Красная Москва»
Ощущая неугодные нашему носу ароматы, мы привыкли кривиться: «Фу, «Красной Москвой» пахнет!». А ведь многие и не подозревают о том, какой шлейф в действительности дает знаменитая «Красная Москва». Название этих духов закрепилось в сознании как синоним чего-то, связанного со старостью, мол «сейчас такого не носят». Ан нет, носят, да еще как. И это «еще как» называется Chanel No. 5. Но обо всем по порядку.
А началась история великого аромата еще до революции, когда в 1864-м году французский парфюмер Генрих Брокар развернул в России производство парфюмированного мыла. Спустя 9 лет, в 1873-м году, парфюмер надушил натуральными ароматами букет восковых цветов, составленный из роз, ландышей, фиалок и нарциссов, и преподнес их княгине Александре Федоровне. Каждый восковой цветок этого чудо-букета был пропитан эфирными маслами, источающими необыкновенные запахи, напоминающие настоящие растения. Великая Княгиня была в восторге, и товарищество «Брокар и Ко» в 1874-м году удостоилось звания придворного поставщика Государыни.
В 1913-м году «Товарищество Брокар и Ко» преподнесло в дар венценосной семье духи «Любимый букет Императрицы». Безусловно, после революции 1917-го года столь помпезное название стало неуместным, и решение об его изменении принял создатель аромата, гениальный парфюмер Август Мишель, соратник основателя фабрики Брокара. В 1925-м году он назвал свое произведение «Красной Москвой».
Рудольф Аркадьевич Фридман в своей книге «Парфюмерия», издания 1955 года, пишет:
Красная Москва — ассоциируется с изящной теплотой, игривой и кокетливой томностью, мелодичной, пластичной певучестью. Духи «Красная Москва», состоящие из смеси основ ириса, фиалки, гвоздики для совершенства (закругления) всех этих первичных материалов и для усиления их тонкого запаха нуждаются в значительной доле жасминной эссенции.
Чуть более «современная» легенда связывает создание «Красной Москвы» с именем жены наркома и министра иностранных дел Вячеслава Молотова — Полиной Жемчужиной, курировавшей создание аромата для советских женщин. Очевидно, жене комдива удалось предсказать, какой аромат будут носить первые красавицы Советской России. И она угадала — «Красную Москву» любили звезды первой величины: киноактриса Любовь Орлова, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и миллионы советских красавиц.
Существует мнение, что знаменитый аромат Chanel No.5, который уже несколько десятилетий не теряет звания самого продаваемого парфюма, является копией старого «Букета Императрицы». Правда или вымысел, а шлейф этих двух композиций действительно похож.
Но «Красная Москва» стоила достаточно дорого, простые работницы заводов зачастую не могли позволить себе заветный флакончик. Поэтому женщины выбирали другие «ароматные» варианты.
Светлого мая привет: «Ландыш серебристый»
Например, духи с незатейливым названием «Ландыш серебристый». Если «Красную Москву» надевали на праздники, то «Ландыш серебристый» был отличным вариантом на каждый день, никого не раздражающим и ни на что не претендующим. Это был достаточно нейтральный аромат – свежий, при этом стойкий. А невысокая цена обеспечивала самые разные варианты использования духов. Например, ими обрабатывали небольшие порезы или укусы насекомых. А особенно изворотливые мужчины замешивали алкогольные «коктейли» для «улучшения настроения» на парфюме своей благоверной.
Сталин рекомендует: «Тройной» одеколон
И, конечно, советская индустрия парфюмерии не могла обойти стороной мужскую половину большой страны. Самым популярным ароматом для мужчин стал одеколон «Тройной». Существовало мнение, что это любимая композиция Сталина, а какой советский гражданин откажется быть похожим на вождя? Это был своеобразный аналог знаменитой «Кельнской воды»: выпускался в большом объеме, стоил достаточно дешево. А «Тройным» его сделали три составляющих композиции — нероли, бергамот и лимон. Кстати, и его любили использовать не по назначению – неужели вам в детстве никогда не заправляли фломастеры пахучим «Тройным»? К слову, и его любили выпивать изобретательные любители алкоголя. Причем даже в больших количествах. Видимо, вкус был особенно приятен. Кто отважится сравнить?
Любители парфюмерии постсоветского пространства (да и некоторые зарубежные) сейчас гоняются за ароматами того времени. Может, действительно, есть что-то особенное в композициях, которые тогда считались совершенно обыденными?