Редкая бронзовая статуэтка «Мальчик с уткой» немецкого скульптора Юлиуса Шмидт-Феллинга (Julius Schmidt-Felling) на оригинальной круглой базе и с авторским клеймом на обороте. Статуэтка датируется 1900-годами. Привезена в Россию из немецкого города Маннгейм (Mannheim), куда, в свою очередь, попала из Берлина. Отличное коллекционное состояние. В сети встречаются многочисленные реплики разных лет, однако большинство из них либо неполные (отсутствует прутик под мышкой у мальчика или заменена база), либо отлиты из других материалов. Золотой цвет утки встречается только в оригинале — в том числе у артефакта из коллекции «Маленьких историй».
* * *
Талантливый немецкий скульптор Юлиус Феллинг (1835-1920) снискал себе известность в первую очередь как автор изящных бронзовых миниатюр, многие из которых посвящены детям — в том числе и детям-героям популярных сказок. Не стала исключением и скульптура «Мальчик с уткой», созданная по мотивам старинной польской сказки «Золотая утка». В этой средневековой сказке бедный мальчик Ясько попадает в подземелье старинного замка князей Мазовецких в Варшаве (в XV веке он располагался на месте нынешнего королевского замка в Варшаве), где обнаруживает таинственное подземное озеро и в нём — сказочную Золотую утку.
Бывшая ранее злобной и жадной хозяйкой замка Мазовецких (возможно, прообразом этой героини стала властная и жесткая княгина Анна, жена князя Конрада II, перестроившая старинный замок и превратившая его в окруженную рвами четырехугольную крепость с башнями — таким он является и сейчас), Золотая утка предлагает мальчику несметные богатства при условии, что они никогда и никому не окажет помощь. Мальчик не выдерживает условие и помогает нищему, и все богатства исчезают. Но Ясько не печалится. Он пожимает плечами и говорит: «Не нужно мне таких богатств, которых я не смогу употребить для добра других». Позже Ясько становится знатным сапожником и пользуется всеобщим уважением.
Судя по всему, скульптор изобразил Ясько в подземелье в момент, когда Золотая утка ставит перед ним свои условия. Под ногами у мальчика — неровный глиняный пол, без травы. Утка подошла вплотную к Ясько и, кажется, ждёт ответа на своё предложение. Большой мастер пластики, Юлиус Шмидт-Феллинг изображает ребёнка задумчиво глядящим мимо утки, видимо, в размышлении над извечным вопросом: стоит ли собственное благополучие чьего-то несчастья.
Чуть меньше чем через двадцать лет после смерти скульптора аналогичные мысли наверняка посетят многих немцев в момент, когда они узнают о нападении Гитлера на Польшу и начале Второй мировой войны. Эта война вихрем пролетит по Европе, уничтожив мистический старинный Королевский замок в Варшаве, а затем вернется в Германию, превратив в руины родной город Юлиуса Шмидт-Феллинга Берлин, равно как и Маннгейм и десятки других немецких городов.
Руины бывшего Королевского замка в Варшаве простояли нетронутыми до начала 1971 года, когда Польский Сейм принял решение о реставрации замка в его первоначальном виде — то есть таким, каким он стал в результате деятельности той самой «золотой утки» — княгини Анны. Самые ранние изображения крепости того времени относятся к XVII веку — именно на них ориентировались реставраторы, воссоздавая Королевский замок.
В настоящее время восстановленный Королевский замок является главной достопримечательностью Варшавы, и мало кто из туристов замечает, что из оригинального в нынешнем замке остались лишь некоторые фрагменты стен, первые два этажа центральной надвратной башни да каменная кладка вдоль бывшего рва. А вот мальчика с Золотой уткой, задумавшегося над извечным вопросом о добре и зле, на площади перед замком явно не хватает…