«Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина», — с этих слов начинается гениальный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Булгаковский Воланд вовсе не случайно облюбовал этот уголок Москвы для своего появления в Советской России. Роман более 10 лет переписывался, сокращался, дополнялся, корректировался сюжет — и лишь одно оставалось в нем неизменным: эпизод с появлением дьявола на Патриарших прудах. Отчего же Воланд предпочел явиться именно здесь? Ответ на этот вопрос кроется в истории этого района Москвы.
Оказывается, до XVII века на месте Патриарших прудов было болото, прозванное в народе Козьим: в этих местах пасли скот Козьего двора (от него, к слову, получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). Козлы, как известно, издревле ассоциируются с чертом – вот и болото пользовалось у здешних жителей дурной славой. Из поколения в поколение пастухи передавали легенду о том, что иногда в стаде светлых коз появляется черный козел — и тогда жди беды. Поговаривают даже, что название болота происходит не от козы, а от козней, чинимых нечистой силой обитателям сих мест.
В 1683—1684 годах патриарх Иоаким распорядился осушить Козье болото, а на его месте вырыть три пруда — для разведения рыбы к патриаршему столу. Впрочем, кормилось московское духовенство с этих прудов недолго: после отмены патриаршества в 1721 году и упадком Патриаршей слободы эта местность оказалось снова заброшено и довольно скоро заболотилась. Заново окультурить этот район решились спустя почти век: тогда болото засыпали, оставив лишь один декоративный пруд, за которым по старой памяти закрепилось название Патриаршие пруды. 21 февраля 1814 года в Москве прошло их торжественное открытие. Вокруг пруда разбили сквер, на скамейках которого Берлиоз и Бездомный и встретили Воланда, который наверняка был в курсе былой дурной славы этих мест. Впрочем, если уж быть исторически точными, то эта роковая встреча произошла не на Патриарших, а на Пионерских прудах — советская власть в рамках борьбы с религией переименовала объект в 1924 году. Булгаков, разумеется, не мог этого не знать, однако со свойственным ему консерватизмом упрямо продолжал именовать пруды по-старому, заставив дьявола появиться там, где когда-то было Козье болото.
Сегодня Патриаршие пруды тесно и неразрывно ассоциируются с «Мастером и Маргаритой». Каждый день в скверике, разбитом вокруг пруда, можно встретить поклонников романа, которые ищут скамейку, где майским вечером Берлиоз на свою беду заговорил с неизвестным в сером костюме, и пытаются отыскать трамвайные рельсы, на которых спустя короткое время и расстался с жизнью председатель МАССОЛИТа.