«Раньше было лучше!», — любят восклицать все, кому что-то не нравится в настоящем. Охотно верим, особенно если поглядеть на уклад жизни наших далеких предков. Если вы хотите узнать, как безнаказанно придаваться похоти с каждым встречным, а также зачем нужно палить из ружья над ухом роженицы, HistoryTime вновь приглашает вас в «славянское» путешествие.
От лукавого
Роды — это особенный момент в жизни женщины, с этим соглашались и славяне. Рождение ребенка воспринималось как священное таинство. Считалось, что именно в этот момент душа малыша переходит из загробного мира в физический, то есть в мир живых.
Раз ребенок «идет» из загробного мира, значит, надо всеми способами отогнать от его чистой души души других, умерших. Тут и начиналось самое веселье. Бабки-повитухи во времена царского правления развлекались, как могли: чтобы ускорить процесс родов и дополнительно испугать всю нечисть, роженицу могли пугать ударами камня о кастрюлю, а то и вовсе могли жахнуть прямо над ухом из ружья — а что, все средства хороши!
Особым мастерством у повитух считалось ускорение родов через рвоту. Существовало мнение, согласно которому ребенок куда быстрее выходит на свет, если его мать бьет фонтаном рвоты. Будто при токсикозе не хватило, действительно. Самое главное — как вызывали эту самую рвоту. Несчастной роженице бабка-повитуха могла засунуть в горло свои пальцы (явно не всегда чистые), а то и вовсе ее собственную косу.
Обряд мертвеца
Каждая вторая девушка мечтает о свадьбе. Чтобы все, как у людей: платье, как огромный кремовый торт, пятиметровая фата — в общем, принцесска. Но не все догадываются, что привычное белое одеяние невесты ранее воспринималось совсем иначе. Это были погребальные наряды. Фата служила для того, чтобы закрыть лицо мертвеца, а то вдруг как откроет глаза да как глянет на живого!
Свадьба воспринималась как отказ от старой жизни девушки и вступление в новую. А чтобы заново родиться, нужно… правильно, сначала умереть. Обряд выкупа — тоже часть старой традиции. Таким образом жених пытается вызволить свою любимую из мира мертвых на свет божий. Подружки невесты играли роль своеобразных стражей подземного мира.
Кстати, от такого понимания свадеб и пошел обычай оплакивать невесту. Правда, сейчас он сохранился только в глубоких деревнях.
Цветочек аленький
Ох, этот дикий праздник Ивана Купалы! Совместив в себе христианские и языческие традиции, он по праву стал одним из знаковых для славянской культуре. Да и было почему: свальный грех в этот день был, в общем-то, почти не запрещен. Сейчас поясним.
Попрыгав через костры, а потом и поплясав возле них, разгоряченные славяне искали выхода бурлящему темпераменту. И тут на помощь приходила отговорка, мол, пойдем искать цветы папоротника! Минутка ликбеза от HistoryTime: папоротник не цветет, он размножается спорами.
Парочки уходили в лес, где неистово подвергались разврату. Никто их не искал, все знали, что именно означает эвфемизм «искать цветок папоротника». Плотским утехам могли придаваться не только уже сложившиеся парочки, но и просто молодые люди, не ищущие никаких серьезных отношений.
Кроме того, существовал обычай под названием «Гаски». Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. Немудрено, что с демографией тогда проблем не было.