На Мадагаскаре есть праздник, который отмечается не всеми жителями острова в определенный день года, а каждой семьей и в разное время. Для европейцев он покажется весьма кощунственным, потому что зрелище это не для слабонервных. Речь идет о ритуальном празднике фамадихана, что в переводе означает «переворачивание костей».
На острове Мадагаскар в каждой семье к умершим предкам особое почтительное отношение. Считается, что мертвые люди — связующее звено между Всевышним и живыми, поэтому духам умерших родственников молятся так же, как богу. Когда умирает член семьи, то его хоронят в склепе, расположенном рядом с домом. Причем всегда его украшают и отделывают богаче и уютнее, чем жилище живых людей. Мадагаскарцы верят, что покойный попадет в прекрасный загробный мир только после полного разложения тела, а пока этого не произошло труп нужно периодически вытаскивать и разговаривать с ним.
Поэтому спустя примерно год после похорон (этого времени достаточно, чтобы тело высохло) специальный знахарь выбирает для семьи день, в который и проводится праздник фамадихана. Это обязательно должна быть среда, а погода — жаркой и сухой. К этому дню родственники должны купить новый шелковый саван (это стоит на Мадагаскаре очень недешево), построить в определенном месте двора специальный помост, и только тогда можно приступать к совершению ритуала. Несколько человек из самых близких к покойному вскрывают склеп и достают труп, завернутый в ткань. Вытащив из склепа, его кладут на циновку, затем переносят на возведенный помост и там заворачивают в новый саван. При этом ни в коем случае нельзя класть покойника на землю, плакать, звать его по имени и тыкать в него пальцем. Все вокруг должны быть веселыми, жизнерадостными и счастливыми. Нужно ласково общаться с покойным, рассказывать ему все новости, короче говоря, вести себя так, как с человеком, которого очень долго не видел и рад встрече. Затем тело заворачивают еще в одну специальную ткань, пропитанную соком дерева нату, который препятствует разложению трупа. Завернутого таким образом покойника берут на руки несколько человек, поднимают над головами и начинают, приплясывая, носить его по двору. Все присутствующие (а здесь должны быть абсолютно все родственники усопшего) присоединяются к веселью. Приглашенные актеры и музыканты стараются поддержать всеобщее ликование. Неподалеку стоят столы с обильным угощением, также в жертву приносятся животные. Подобные пляски с песнями, смехом и застольем продолжаются несколько часов.
Спустя несколько часов труп, который по мнению мадагаскарцев тоже вдоволь повеселился, снова относят в склеп. Класть его на прежнее место нельзя, поэтому выбирают новое. Затем вход в склеп замазывают глиной. Циновка, на которой выносили покойного из склепа в самом начале праздника, считается священной. Ее разрывают на мелкие кусочки, чтобы хватило всей родне. Считается, что обладателя этого клочка циновки минуют беды и несчастья. Его стараются всегда носить с собой, а ложась спать, кладут под матрас (как гарантию зачатия ребенка).
Мадагаскарцы верят, что после подобной процедуры, проведенной спустя год после похорон, покойник переходит из темного царства мертвых в священный мир предков и становится могущественным. Следующий раз подобный обряд будут проводить спустя семь лет. Члены семьи основательно готовятся к фамадихане, долго копя средства — ведь на его проведение в среднем уходит почти полугодовой доход семьи.
Учитывая, что каждый день на острове Мадагаскар кто-то умирает, то каждую среду сухой части года в разных семьях празднуется фамадихана. При этом то тут, то там слышатся веселые крики, песни и звуки бодрой музыки.
Праздник начинается ранним утром с забоя быка или свиней.
Специальные блюда: вари бе менака (рис с жиром) и тока гаси(самогонка из сахарного тростника). В процессе поедания и накачивания алкоголем обязательно принимает участие вся деревня. Под традиционную музыку мпанау ваку-дразана(специальный духовой оркестр) танцуют многочисленные гости. Все это продолжается два дня и две ночи.
На третий день в 15:00 открывают фасана (склеп). Разана (покойников), вместе с остатками саванов укладывают на цихи(циновки) и вытаскивают наружу. Затем кости заворачивают в новую ламба ланди (ткань), туда же кладут вещи, который покойный ценил при жизни. Как правило все ограничивается сигаретами и ромом.
Гости и родственники поднимают покойников над головами и начинается бешеная финальная пляска. Мертвецов нужно 7 раз обнести вокруг склепа.
В 16:30 покойников возвращают назад и кладут на привычные места. За циновку, на которой мертвеца носили вокруг могилы начинается «драка» — каждый участник хочет оторвать и унести домой кусочек. Они верят, что это приносит счастье.
В 17:00 мпананджу (руководитель обряда) закрывает склеп. На место входа кладут камень и цементируют его. Все, трехдневный ритуал-праздник окончен.