Почему рис не едят в начале трапезы, как может расти то, что давно построено, и где искать не покоренную гору? Наша редакция представляет несколько необычных фактов о Китае.
Великая Китайская стена продолжает расти
Листая на досуге атлас битв Чингисхана XII века, британский ученый Уильям Линдси обнаружил, что в источнике упомянут участок стены на территории современной Внутренней Монголии, который до сих пор не числится среди официально открытых. В 2009 году Линдси отправился в пустыню Гоби, где и нашел земляной вал, постепенно переходящий в стену высотой около полуметра.
Добавим, что исследованиями Великой Китайской стены Линдси занимается давно и много. В 1986 году он отправился в одиночное путешествие вдоль 2470 км стены и написал по его итогам книгу «Один на Великой стене». А теперь благодаря ему стена стала не только интереснее, но и длиннее.
Гора, которую пока так и не покорили
В труднодоступном районе Тибетского автономного района находится гора Кайлас, которая имеет вид пирамиды, а ее четыре стороны обращены практически точно по сторонам света. Кайлас — священное место для представителей индуизма, тибетского ламаизма и шаманизма. Вершина ее (около 6700 м) остается непокоренной до сих пор. Все экспедиции, которые организовывались для восхождения, по тем или иным причинам отменялись. Очень часто виной были протесты верующих. Например, буддисты предупреждают: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги, тот, кто увидит лики богов, должен умереть». Им вторят индуисты, которые верят, что на горе обитает семейство Шивы, а в грозу, под вспышками молний, виден его многорукий образ.
Китайцы почти не пьют черный чай
Более того, в Китае он называется вовсе не черным, а красным, что логично, учитывая его красновато-карамельный оттенок. Черным же китайцы иногда называют чай пуэр. При этом популярностью у современных жителей Поднебесной пользуются зеленый чай, цветочный и улун, а красный пьют нечасто. На Западе же «черный чай» получил распространение благодаря Великобритании, которая стала массово производить его в колониальной Индии. Потому что красный чай, в отличие от зеленого, почти не портился при длительной транспортировке.
Рис подают в конце
Об особенностях китайской трапезы и о ее отличиях от западной можно говорить бесконечно. Поход в ресторан с целью насладиться изысканными, не домашними блюдами, для китайца — духовная потребность. При этом на китайском столе до последнего не будет присутствовать то, что мы называем гарниром. Рис подается в самом конце, а если попросить принести его в начале ужина (как делают иностранцы, желающие чем-то загасить остроту и жирность остальных блюд), можно встретить полный недоумения взгляд официанта. Рис — это то, что в Китае доступно каждому бедняку, тому, кому недоступно ничего больше и кто заботится лишь о том, как наполнить чем-то желудок. Это для китайца грубая безвкусная пища, которая нужна, когда кончилось все остальное, лишь для того, чтобы почувствовать себя сытым.
Вода — панацея от всего
Традиционная китайская медицина — это гремучая смесь даосского культа вечного оздоровления и основных положений древних религиозных практик. Тело видится как совокупность каналов, через которые беспрепятственно должна проходить энергия ци. Когда человек заболевает, каналы закрываются и тело начинает болеть. Боль часто связывается с так называемым «повышением внутреннего огня» (шан хуо). Ноющий зуб, изжога, воспаленное горло, высокая температура, лихорадка на губе или угревая сыпь — во всем виновен внутренний огонь. Возможно, вы съели что-то чересчур жирное или злоупотребили алкоголем? Или вы слишком большой любитель мандаринов (самый «легковоспламеняющий» фрукт)? Ничего, ешьте больше яблок — и все пройдет. А еще неизменный совет любого китайского врача, с какой бы болезнью вы к нему ни пришли: «Пейте побольше водички». Для профилактики, чтобы не горячиться.
Свадьба? Как неприлично!
Провинция Юньнань — место сосредоточения национальных меньшинств Китая. Зачастую разный жизненный уклад и даже разный язык можно встретить на противоположных берегах одного озера. Например, у народности мосо традиционной формой общества всегда был матриархат. Более того, местные женщины предпочитали не выходить замуж, а заводить связи на одну ночь без обязательств (цзоу хунь). В брак вступали только бедняки, которым нужна была большая крепкая семья, чтобы прокормиться, — но это считалось маргинальным. Теперь, по мере проникновения сюда цивилизации, многие из них все же предпочитают брак свободным отношениям. Этакая сексуальная революция наоборот. А вот в племени тода на юге Индии свободные браки известны до сих пор, причем выбирает именно женщина. Часто — уже ждущая ребенка. И часто — даже не отца ребенка.