Мы вновь возвращаемся к теме рабства, впрочем, как и к теме Древнего Рима. Что же собой представляло рабство в Древнем Риме, и какова была жизнь древнеримского невольника — главные вопросы, на которые мы попытаемся ответить в течение нашего повествовании.
Итак, жизнь римского раба.
Основное место покупки рабов – это невольничьи рынки. Туда чаще всего попадали ранее свободные люди, по тем или иным причинам лишенные воли (взятие в плен, например).
Традиционным было разделение рабов по способностям и талантам, и продажа их в связи с этими критериями в определенные дни. Например, те, кому нужны были силачи приходили в понедельник, а если требовались танцовщицы, то в среду и т.д.
Условно, рабов можно было разделить на три типа: сельские, городские и самопорабощенные. С последними все понятно: это были настолько бедные люди, что им приходилось добровольно продаваться в рабство, дабы покрыть долги или заработать денег на жизнь или осуществление какой-нибудь важной задумки. Такие люди временно находились в рабском положении, однако от рабов их отличали, и обращались, соответственно, гораздо мягче.
Городские рабы, как уже понятно из названия, были в услужении городских жителей. Естественно, что характер хозяев таких людей мог быть какой угодно, но с ними, все же, старались обращаться осторожно, чтобы, в случае надобности, их можно было снова перепродать, а то мало ли какие времена наступят.
Но вот уж кому-кому, а сельским рабам не повезло совсем. Дело в том, что рабы, чья жизнь проходила не в городе, должны были все свои силы тратить на земледельческую деятельность и ей подобную. Таких рабов не жалели совсем. Их воспримали как машины для выполнения определенной работы. У таких рабов не было никакой жизни вне работы: их лишали времени на отдых и личную жизнь. Их потребности удовлетворялись ровно в той мере, которая необходима была для того, чтобы эта «машина» могла продолжать выполнять тяжелую работу.
Обладание большим количеством рабов являлось признаком богатства и зажиточности. В частных домах стандартное количество рабов варьировалось в пределах от пяти до двенадцати человек. Иногда это количество достигало и двадцати, но встречалось такое число невольников в частном доме крайне редко – все же, содержать человека, пусть даже и порабощенного, недешевое удовольствие.