В детстве бабушки читали нам на ночь русские народные сказки, и они, в большинстве случаев, обладали хорошим концом и демонстрировали пример всепобеждающего добра – эдакие манифесты справедливости. Но если бы вы попробовали прочитать те же самые сказки без обработки, в их первозданном виде, то ужаснулись бы от количества пролитой на их страницах крови, убийств и жестокости. Честно говоря, славяне – народ, который может похвастаться бурной и изощренной фантазией, а потому, их представления о мире простотой и будничностью не страдали. Взять хотя бы их искреннюю веру в существование чудовищ, которые жили с ними бок о бок, и воспринимались как само собой разумеющееся.
Начнем наш рассказ с Бабая. Звучит смешно. Это уже избитая детская «пугалка» кажется слишком наивной для того, чтобы на кого-то подействовать. Но знаем ли мы на самом деле, кто такой Бабай?
Это существо, живущее в чаще леса и днем скрывающееся в своем потайном жилище. Дневной свет является крепкой и надежной защитой от этой нечисти, но ночь переворачивает все. Как только небо сменяет свою чистую лазурь на черный покров, эта плотоядная тварь открывает охоту на людей. Вкусовые предпочтения у Бабая были сосредоточены, в основном, на детях, поэтому их пугали именно им. Если ребенок не мог угомониться, и не желал спать, то Бабай пролезал в окно и уносил спящую добычу в сердце темного леса. Не знаю, какого именно эффекта пытались добиться родители, рассказывая подобное своим чадам, но вряд ли это способствовало нормальному сну.
Опять же, обратимся ко всем известному Вию. Это не плод фантазии Гоголя, а реальное, в представлениях славян, существо. Мохнатая махина с волочащимися по земле веками, которые он сам открыть не в состоянии. Пока его веки закрыты, можно жить спокойно, но если кто-то (к примеру, черт какой-нибудь) захочет помочь ему их поднять, то пиши пропало. Взгляд этого демона убивал людей и мог превратить в кострище целый город. Гибель урожая и болезни тоже списывали на совесть этого персонажа. Становится немного жалко беднягу, на которого свалили все проблемы и грехи, сделав его козлом отпущения.
Водяной – это просто сказка, а не мужчина. Ходит он всегда голый – ну а зачем стесняться – что естественно, то не безобразно. Внешне походит на вздувшегося утопленника, а на досуге (то есть, почти всегда) любит злоупотребить алкоголем. Этот товарищ не терпит конкуренции, а потому, всех утопленников мужского пола превращает в безропотных рабов, зато женскому обществу он всегда рад и даже очень его уважает.
Продолжение:Славянские монстры (часть 2)
Еще немного о монстрах и чудовищах: Гости из Снайвармаля, «Страшные сказки»