Единственный разрешённый Кораном опьяняющий напиток кумыс появился, по разным оценкам, в начале-середине I тысячелетия до н.э. В переводе с языка древних тюрков «кумыз» означает «сквашенное кобылье молоко». Этот напиток входил в состав национальной кухни кочевников, обитавших на территории Средней Азии и южнорусских степей, а также Причерноморья. Кумыса придавалось праздничное и даже ритуальное значение.
Первое упоминание о кумысе встречаем у «отца истории» Геродота. Он, в частности, описывая быт скифов, сообщал, что их любимым напитком является кобылье молоко, приготовленное по особой методике. Скифы сбивали кобылье молоко в деревянной посуде, а затем снимали верхнюю часть, которую заквашивали по рецепту, содержавшемуся в строжайшем секрете. За разглашение этого секрета, по свидетельствам современников скифов полагалось наказание в виде ослепления.
Однако любопытство взяло верх, и уже в XIII веке н.э. французский путешественник Вильгельм Рубрикас описал способ приготовления и воздействие кумыса на человеческий организм. Не обошли своим вниманием кумыс и славянские источники: в Ипатьевской летописи за 1182 год сказано, что князь Игорь Северский удачно бежал из половецкого плена, поскольку стражники перепились так называемым «млечным вином».
Со временем кочевники стали делать кумыс из молока другого домашнего скота, например, из коровьего и верблюжьего. До сих пор башкиры признают только кумыс, сделанный из кобыльего молока, в то время как казахи и туркмены предпочитают верблюжий кумыс. Калмыки считаются первым народом, который смог получить кумыс не из кобыльего молока.
Читайте также: спагетти карбонара