Кто из нас не любит начинать день с хорошего кофе? Не всегда у нас есть возможность спокойно проснуться, достать из кухонного шкафчика любимый сорт кофе и неспешно сварить себе кофе. Да что уж говорить об этом, если порой нет времени включить кофе-машинку или даже кинуть пару ложек растворимого кофе в кружку и залить кипятком.
К счастью или к сожалению, мы живём в мире, который хронически спешит. Размеренность тут часто вызывает агрессию. Именно поэтому повсеместно, как грибы после дождя, возникают разного рода рестораны быстрого питания, многие из которых имеют достаточно сомнительную репутацию. Но мы сегодня собираемся рассказать вам как раз о прямо противоположном явлении: эта сеть кофеен прославилась по всему миру своим хорошим отношением к клиентам и качественными продуктами. Встречайте, любимое место московских (скорее всего, не только) хипстеров – сеть кофеен Starbucks.
Вообще-то, бренд, конечно, продаёт кофе, и не только открывает кофейни. Надо сказать, что это самая крупная кофейная компания на планете – в её рамках открыты около 23 тысяч кофеен в 68 странах мира, в которых вот уже более сорока лет успешно продают кофе и кофейные напитки (холодные и горячие) на основе эспрессо, разного рода чаи, кофейные зёрна в пакетах, разнообразные сладости, сэндвичи и закуски, а так же брендовые термокружки и просто кружки, кофеварки, кофемолки, стаканы и прочее.
Начало
В 1971 году трое друзей-американцев: учитель английского языка Джерри Болдуин, историк Зев Сигал и писатель Гордон Боукер, познакомившиеся ещё в студенческие годы в университете Сан-Франциско, «скинулись» по 1 300 долларов, заняли у знакомых ещё 5 000 и основали один из самых гениальных стартапов в истории. В Сиэтле они открыли магазинчик, в котором решили продавать высококачественный зерновой кофе.
Идея пришла в головы друзьям, когда знакомый кофейный предприниматель Альфред Пит научил из по-особому обжаривать кофе, от чего они пришли в неописуемый восторг. Все трое были страстными поклонниками романа Г. Мелвилла «Моби Дик», поэтому первоначально хотели назвать свой магазинчик в честь судна, фигурирующего в книге. Но, подумав (и, видимо, перечитав роман), они решили остановиться на имени первого помощника капитана Ахава, Старбака. В связи с морской тематикой был выбран и логотип, на котором красуется сирена с двумя хвостами, найденная друзьями на одной из геральдических гравюр 16 века. Надо сказать, что эта русалка – вполне полноценный персонаж фольклора Средневековья, и зовут её Мелюзина.
Спустя 16 лет после основания бренда логотип изменился: причиной этому стало слияние компании Starbucks и Il Giornale. Именно от второй компании русалочка получила характерный зелёный звёздный круг вокруг себя. К 1992 году логотип ещё раз изменился: у сирены убрали пышные формы и пупок.
Легенда русалочки
Согласно кельтским легендам, Мелюзина – фея свежей воды в источниках и реках. Согласно легендам артуровского цикла, Мелюзина вместе с сёстрами росла на Авалоне, куда их мать, фея Прессина, увезла их подальше от предавшего её мужа, короля Альбы. Узнав о предательстве, сёстры решили отомстить отцу и заперли его в горе. Узнав об этом, Прессина разгневалась и изгнала дочерей, наложив на Мелюзину проклятье: каждую субботу её тело ниже талии обращалось в женщину-рыбу о двух хвостах.
Позже граф Раймондин, случайно на охоте подстрелив своего дядю, встретил девушку около источника. Очарованный её красотой, от пообещал на ней женитьсяя, она же в свою очередь сказала, что поможет ему избежать наказания и достичь могущества и власти. Они поженились с условием, что он никогда не будет заходить в её спальню по субботам. Так и было долгое время, за которое она успела родить ему десять детей и помогла завладеть многочисленными землями, и магией построила для своей семьи замок Лузиньян. Но однажды в порыве ревности супруг всё же подглядел за женой и узнал её страшную тайну: впрочем, она его простила. И только когда при всех их подданных он назвал её змеёй, она обратилась в дракона и покинула замок навсегда.
Французский род Лузиньянов приписывает себе происхождение от Мелюзины, из-за чего она значится у них на гербе и считается покровительницей их дома.
Первые шаги
Самый первый магазин «Старбакс» появился на Вестерн-авеню в Сиэтле в 1971 году. После 1976 он переехал на Парк-плейс. В это время тут занимались исключительно продажей высококачественного кофе, который варили только в качестве рекламных образцов на пробу покупателям. Второй магазин был открыт уже после года существования первого: там открылась собственная жаровня для зёрен, и «Старбакс» стали закупать кофе не через посредников, а у фермеров. К 1981 году открылось целых пять магазинов, а так же небольшая фабрика, обжаривающая зёрна, которая поставляла кофе оптом для различных баров, ресторанов и кафе. Забавно, но в 1979 году владельцы «Старбакс» уже смоги позволить себе купить фирму Peet’s Coffee, основатель которой некогда научил их правильной обжарке зерен.
Продажа
В 1987 году компания была продана её же бывшему сотруднику, основателю сети кофеен Il Giornale Говарду Шульцу. Он, как мы уже говорили выше, изменил логотип, переименовал все свои кофейни в «Старбакс» и начал расширяться. Так компания вышла за пределы Сиэтла: кофейни были открыты в канадском Ванкувере и в Чикаго, США.
К 1988 году Starbucks начали торговать кофе при помощи почты, и, соответственно, для этого был выпущен каталог. 33 магазина по всем Соединённым Штатам смогли оценить ассортимент кофе и стали постоянными его покупателями.
К 1992 году компания имела уже более 165 точек сбыта продукции. Когда акции Starbucks начали продаваться, годовой доход компании составлял свыше 73 миллионов долларов, а её совокупная стоимость оценивалась в 271 миллион долларов. В следующие два года число магазинов резко увеличилось благодаря продаже 20% акций за 25 миллионов долларов.
За пределами Американского континента Starbucks узнали к 1996 году: именно тогда первая кофейня была открыта в японском Токио. В 1998 году «Старбакс» вышли на английский рынок, купив «Кофейную компанию Сиэтла», которая имела 55 точек продаж по всей Великобритании. В 2002 году «Старбакс» добрался и до Латинской Америки. Сегодня там находится больше 2,5 сотен торговых точек.
Несколько лет подряд вплоть до начала 2000-ых Starbucks открывала новый магазин где-то в мире каждый рабочий день. Полноценные кафе впервые были открыты в Сан-Франциско в качестве эксперимента. Это произошло как раз на рубеже нового тысячелетия.
В 2002 году в Швейцарии руководством «Старбакс» была открыта компания, занимающаяся только закупкой необжаренных кофейных зёрен. В 2003 году компания расширилась ещё на 150 торговых точек по всей Америке.
Помимо обычного кофе в 2008 году «Старбакс» стали предлагать своим посетителям серию напитков «Skinny» (худой), в которую входили напитки без сахара на основе обезжиренного молока. Для их подслащения использовались натуральные ингредиенты: мёд, сироп, тростниковый сахар или же сахарозаменители.
В 2009 году меню кофеен кардинально изменилось: был упразднён кукурузный сироп, который ране добавляли в салаты и выпечку. Причина состояла в том, что этот сироп содержал слишком высокий уровень фруктозы.
В этом же году «Старбакс» выпустил растворимый кофе «Ready Brew«. В рамках рекламной кампании посетителям кафе было предложено попробовать отличить растворимый кофе от свежезаваренного, чего большая часть из них сделать так и не смогли.
В 2010 году в некоторых кофейнях была запущена продажа пива и вина. В 2012 году «Старбакс» начали продавать напитки со льдом, которые содержат ароматизаторы из фруктов и кофеин и делаются на основе необжаренных кофейных бобов арабики.
В 2013 году в меню каждой кофейни США появились отметки о калорийности всех продуктов. К 2014 году в Starbucks начали вручную выпускать фирменные газированные напитки.
«Старбакс» в России
В Россию культовый бренд добрался только в 2007 году. Первая кофейня открылась в Подмосковье, в торговом центре «Мега-Химки». Скоро ряд торговых точек был открыл по всех столице: на Арбате, в комплексе «Башня на Набережной», в аэропорту «Шереметьево-2» и много где ещё. В 2012 году «Старбакс» появился и в Санкт-Петербурге.
На сегодняшний день по всех стране открыло более сотни кофеен, из которых около 70 расположено в Москве, более 10 – в Северной столице, несколько кофеен открыло в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Ярославле, Краснодаре, Тюмени, Сочи, Самаре.
Интересные факты
1) Входная дверь во всех кофе Starbucks смотрит на восток или юг, но никогда не на север – это нужно для того, чтобы посетители могли наслаждаться дневным светом, но при этом солнце не светило им прямо в лицо.
2) В 2012 году руководство компании «Старбакс» выступио в поддержку однополых браков. Это вызвало волну возмущений, в частности, в Национальной организации поддержки браков в Америке. Они решили бойкотировать компанию и даже собрали около 22 тысяч подписей в поддержку этого бойкота. Однако продажи кофе не упали, а в «Старбакс» получили 640 тысяч писем с благодарностями.
3) Компания проводит обширную социальную политику. Например, в 1999 году они запустили программу, согласно которой отработанная кофейная гуща может быть предоставлена любому желающему для того, чтобы он использовал её в своём саду. В 2009 году компания сократила расход воды для мытья посуды, полностью заменив оборудование во всех кофейнях.
4) В 2004 году «Старбакс» начали производить и распространять воду Ethos, пять центов с продажи каждой бутылки которой идут на развитие обеспечения чистой водой слаборазвитых в этом плане районов.
О кофе: Истина в зерне (Часть 1), Кофейные рекорды
О других напитках: Чай дороже золота, О жизни большими глотками