В нацистской Германии, как, впрочем, и в Советском Союзе, существовали свои негласные «каноны» изображения вождей. И во многих нюансах они совпадали. На большинстве картин, плакатов и открыток Гитлер, как и Сталин, традиционно одет в военную униформу, в которой его фигура казалась не такой мешковатой. Как и генсек, фюрер на портретах почти никогда не улыбается, чаще серьезен и напряжен. И так же, как бывший ученик тифлисской духовной семинарии, неудавшийся австрийский художник крайне редко изображался в компании с кем-либо из своих товарищей по партии. Рядом с фюрером в качестве исключения могли появиться лишь три персонажа — маленькая девочка, его любимая овчарка и итальянский диктатор Бенито Муссолини. Гитлер на своих парадных портретах почти всегда стоит, застыв в картинной позе, и молчит. Такой образ, очевидно, должен был сформировать впечатление о вожде как о небожителе, коему чужды земные занятия. Однако мы сегодня не станем рассматривать канонические изображения самого кровавого тирана XX века, а постараемся узнать, каким он был на самом деле.
В обществе давно укрепилось твердое убеждением в том, что внешне самый страшный и жестокий диктатор минувшего столетия выглядел нелепо, если не комично. Судите сами: эта смешная прическа, чудовищные усики, узкие плечи, широкие бедра… В конце концов, этот нос уточкой, ставивший под большой вопрос «чистое арийское происхождение» Шикльгрубера. Впрочем, вопреки расхожему мнению, Гитлер никогда не носил фамилию Шикльгрубер — ее официально поменял еще его отец в 1877 году. Даже канонические портреты и фотоснимки фюрера, сделанные по заказу его придворными художниками и фотографами, не способны убедить зрителя в том, что перед ними лидер целой нации. Поэтому считаем необходимым привести воспоминания некоторых современников Гитлера, лично с ним знакомых. Эти описания будут во многом противоречивыми, в них прочитывается личное отношение к фюреру. Однако эти очерки помогут нам составить достоверное представление о том, как же на самом деле выглядел Гитлер.
Макс фон Грубер (один из основателей евгеники — науки расовой гигиены Третьего Рейха):
«Гитлер — полукровка. Лицо и голова низшего типа, низкий покатый лоб, безобразный нос, широкие скулы, маленькие глаза. Выражение лица выдает человека, плохо владеющего собой, одержимого».
Леон Дегрель (бельгийский ультраправый политик):
«Гитлер не был высок — не выше чем Наполеон или Александр Македонский. У него были темно-синие глаза, которые многие находили околдовывающими. Я не чувствовал электрического тока, который, как считают, вырабатывали его руки. Я пожимал их несколько раз, и ни разу меня не ударило молнией. На его лице выражались какие-то эмоции или безразличие в зависимости от того, пребывал ли он в данный момент в апатии или во власти страстей. Время от времени он был словно парализован, не произносил ни слова, в то время как его челюсти двигались, словно размалывая в пыль некое препятствие. Или же он внезапно становился энергичным и произносил речь, обращенную только к вам, но как если бы он обращался к толпе в сотни тысяч на летном поле возле Берлина. Тогда он будто преображался. Даже его лицо, обычно бледное, зажигалось во время произнесения речей. И в такие моменты, что и говорить, Гитлер был странно притягателен, как будто обладал магической силой».
Александр Яковлев (советский авиаконструктор):
«Гитлер был в коричневом пиджаке, черном галстуке и черных брюках — традиционный костюм члена фашистской партии. Фигура мешковатая, наружность невыразительная. Пресловутый чуб на лбу, серые, водянистые глаза, нездоровый, серовато-желтый цвет лица, неэнергичное пожатие влажной мясистой руки произвели неприятное впечатление. Вскинув взгляд своих оловянных глаз при рукопожатии, он тотчас же переводил его на другого. В своих многочисленных речах на военных парадах, перед сборищами фашистских головорезов он принимал все меры для того, чтобы своей внешностью, своей походкой, своими жестами и истерическими выступлениями убедить всех в величии своей особы».
Герман Раушнинг (противник национал-социализма):
«Бесспорно, внешность Гитлера не способствует усилению его способности к обольщению. Скошенный безобразный лоб. Прядь волос, вечно падающая на глаза. Маленький рост, непропорциональное сложение, неуклюжесть, плоские и слишком большие ступни, уродливый нос, невыразительный рот и усишки над губой придают ему скорее отталкивающий вид. В нем ничего привлекательного, кроме, может быть, рук – красивых и выразительных. И этот человек с насупленным, сморщенным и асимметричным лицом претендует на роль диктатора? Ему явно не хватает гармонии, обязательной для лидера. Но главным образом ему не хватает мужественности».
Первое, на что обращал внимание любой, кто видел Гитлера, были его нелепые усики. Почти такие же носил в ту пору британский актер Чарли Чаплин, однако они полностью гармонировали с его комичным образом. Но такая забавная растительность на лице в сочетании с черным чубом уж никак не соответствовала имиджу диктатора. Говорят, фюреру постоянно советовали сбрить усы, однако он всякий раз отказывался: люди уже привыкли к такому образу вождя, усы сделали его узнаваемым, стали его визитной карточкой. Впрочем, относить маленькие усики исключительно на дурной вкус Гитлера было бы ошибкой. Эту нелепую форму выбрал вовсе не он. По свидетельству писателя Александра Морица Фрая, служившего в Первую Мировую войну в одном полку с будущим диктатором, Гитлер изначально носил «кайзеровские» усы, закручивающиеся кверху — наподобие тех, что отрастил император Вильгельм II.
Однако Гитлеру пришлось сбрить их по приказу начальника — дело в том, что пышная растительность мешала ему правильно надевать противогаз. В итоге у фюрера под носом остался «английский» вариант усов — характерная «сапожная щетка», сделавшая его внешность не только узнаваемой, но и крайне уязвимой для карикатуристов. Кстати, до нас дошли некоторые фотографии молодого ефрейтора с шикарными усами, хотя особой привлекательности они ему также не добавляли.
Что касается чуба, который в определенных ракурсах придавал образу Гитлера дополнительной суровости, то это была стандартная прическа, принятая в германской армии: волосы сбриты на затылке и над ушами, сверху длинные, зачесанные на бок через пробор или «зализанные» назад. Другое дело, что у фюрера эта прическа крайне редко выглядела свежей — в силу свой горячности и неуравновешенности он очень сильно потел. Не самая фотогеничная внешность Гитлера добавляла «головной боли» художникам: изобразить усы и стрижку Гитлера аккуратными и приглядными было нелегко.
Достоверно известно, что над имиджем рейхсканцлера трудилась армия специалистов. Правда, появилась она только во второй половине 20-х годов, до этого времени будущий фюрер самостоятельно выстраивал свой образ, причем далеко не всегда удачно. К началу 30-х пора экспериментов остается позади, отныне только специально обученные люди шьют Гитлеру костюмы, репетируют речи, ставят походку, отрабатывают жесты. Его окончательный стиль сложился к 1932 году. Серый – любимый цвет одежды. Единственный красный акцент в его образе – нарукавная повязка со свастикой. Единственный белый – ворот рубашки. Полувоенный мундир, как мы уже отмечали, ловко маскировал недостатки фигуры. Мундир, к слову, действительно, был полувоенный – на нем нет знаков отличия (Гитлер дослужился только до ефрейтора и, разумеется, было бы неуместно афишировать его невысокое звание), на груди – галстук, нет никаких указаний на род войск. Однако имитация военной формы задает милитаристский стиль всего облика фюрера, благодаря чему создается впечатление человека подтянутого и сильного — настоящего героя. Так, лацканы, нагрудные карманы, галстук, сияющие пуговицы, ремень через плечо визуально подчеркивают его волю и власть, повязка на руке — силу и выносливость. Подол мундира и широкие галифе воспринимаются как основание, над которым, словно верхушка горы, возвышаются руки и голова в высокой фуражке. Это, несомненно, должно было наводить на мысли о непобедимости.
Однако никакие мундиры и галифе не могли скрыть очевидное: Гитлер был нисколько не похож на того «истинного арийца», которого желала видеть своим канцлером Германская Империя. Лидер Великогерманского Рейха по определению должен быть высоким, прекрасно сложенным, белокурым и голубоглазым, с правильными чертами лица. Мелковатый, рыхлый, кареглазый и темноволосый Адольф сумел мастерски отвлечь внимание аудитории от этого «кричащего» несоответствия. Маленькие, близко посаженные глаза компенсировались подвижными и яркими бровями – область глаз сразу стала заметной и динамичной. Гладко зачесанные, «прилипшие» к голове волосы делают более высоким лоб, а, следовательно, выдают в фюрере думающего, мудрого человека. Знаменитые усики подчеркивают нос и выразительные ноздри – читай, чутье, интуицию, предвидение. Подбородок мимически никак не отмечен, зато постоянно выдвигается вперед и вверх, демонстрируя гордость, а также готовность воссоединить собственную волю с волею небес. Губы сжаты, уголки их привычно опущены вниз, образуя узкую скобку — признак абсолютной решимости, железной воли. Ну а бурная манипулятивная мимика в сочетании с неподвижными, застывшими глазами многих просто завораживала. Очень скоро пропагандистская машина Геббельса убедила немецкую нацию в том, что нестандартное лицо Гитлера отражает безграничную веру в божественную волю, которая ведет его. Германия с легкостью уверовала в то, что каждая черта на челе фюрера свидетельствует о его могучей интуиции и полной самоотдаче великому делу. Разумеется, никакая логика не может противостоять аргументам веры — немцы были просто очарованы этим нелепым образом.
Довершила обожествление фюрера в восприятии народа его богатая жестикуляция. Всего за несколько минут Гитлер умудрялся применить множество самых разных невербальных акцентов. Большинство из них «связывают» его с «небесами». Руки рейхсканцлера постоянно вскидываются вверх, как бы возносят что-то к небу. Затем они возвращаются к груди, пытаясь влить внутрь нечто важное, исключительное, полученное свыше. Эта нехитрая манипуляция должна была отложиться в коллективном создании толпы полным отождествлением фюрера как проводника божественной силы. Неистовым заламыванием рук он дает понять, что стал лидером не потому, что является каким-то уникальным, а потому, что через него действует нечто большее, нечеловеческое, мистическое. Таким образом, бешеная жестикуляция выступлений Гитлера символизирует величественный диалог с народом от имени Бога и с Богом уже от имени народа. На Руси такие состояния назывались одержимостью. Наверное, не случайно в русском языке крепко прижилось выражение «бесноватый фюрер».
Читайте также: Хороший немец