Факт 4
Для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авиационных налетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой, кроме того, на улицах города появились предупреждающие надписи:
Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна.
Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного фашистами Ленинграда.
Факт 5
Эвакуация жителей Ленинграда длилась с июня 1941 года по октябрь 1942 года, но в первый период эвакуации, когда многие отказывались верить в то, что город может быть захвачен немцами, или попасть в блокаду, многие ленинградцы отказывались от переезда. Детей изначально эвакуировали из Ленинграда недалеко, здесь же, в районы Ленинградской области, которые затем начал стремительно захватывать противник, в результате этого 175 тысяч детей были возвращены назад в Ленинград.
В первую эвакуацию было вывезено из города всего 488 703 человека. Во втором этапе эвакуации, который происходил по ледовой «Дороге жизни», с 22 января по 15 апреля 1942 года было вывезено 554 186 человек. На третьем, последнем последнем этапе эвакуации с мая по октябрь 1942 года в основном водным транспортом по Ладожскому озеру было отправлено на Большую Землю около 400 тысяч человек. Всего в годы войны из Ленинграда было эвакуировано около 1,5 миллионов человек.
Факт 6
Ленинград и его жителей спасла от гибели, проложенная через Ладожское озеро «Дорога жизни», которая действовала в период с 12 сентября 1941 года по март 1943 года. Когда говорят о «Дороге жизни», чаще всего имеют ввиду ее ледовый вариант, благодаря которому зимой 1941/1942 годов удалось наладить снабжение Ленинграда продовольствием с Большой Земли, а также эвакуировать из города свыше 550 тысяч человек. После прорыва блокады в январе 1943 года на освобожденном участке территории была проложена временная железная дорога Поляны – Шлиссельбург, позволившая организовать снабжение Ленинграда с помощью железнодорожного транспорта.
Эта транспортная артерия получила название «Дорога победы», одновременно имея еще одно – «Коридор смерти», дело в том, что на отдельных участках она проходила настолько близко к немецким позициям, что поезда подвергались артиллерийскому обстрелу со стороны гитлеровцев.
Факт 7
В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. В августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где во время первого концерта 9 августа в филармонии была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.